logo search
Программа ГИА 2011, 409 гр

Тема 3. Педагогическое общение.

Общение и его структурные составляющие: коммуникативная, перцептивная, интерактивная (Г.М. Андреева). Педагогическое общение как частный вид общения. Функции педагогического общения: «открытие», «соучастие», «возвышение» ребенка.

Коммуникативные позиции (по Эрику Берну): «Я-родитель», «Я-взрослый», «Я-ребенок».

Качества, важные для общения: эмпатия, принятие Другого, принятие себя, открытость, инициативность, ответственность, конструктивность, дипломатичность, мудрость и др.

Выработка необходимых личностных качеств, рефлексия и преодоление коммуникативных барьеров во взаимодействии, обучение приемам и техникам эффективного общения как возможные пути оптимизации педагогического общения.

Стили педагогического взаимодействия (Курт Левин): авторитарный, демократический, либеральный.

Конфликты в педагогическом взаимодействии.

Понятие о конфликте. Виды конфликтов: конструктивные и деструктивные; внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Значение конфликтов.

Стратегии поведения в конфликте (Кеннет Томас): соперничество, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Особенности и виды педагогических конфликтов (конфликты деятельности, конфликты поведения, конфликты отношений) ( М.М.Рыбакова).

Методы решения конфликтов: прямые и косвенные (А.Б.Добрович). Прямые методы: разрешение конфликтной ситуации старшим (по статусу или по возрасту); использование санкций. Косвенные методы (психологические): метод «выхода чувств» (Карл Роджерс); метод «обнажения агрессии», «принудительного слушания оппонента» и «смены позиций».