logo search
учебная психодиагностическая практика 3 курс ЗФ

Методика «Сапожки» н.И. Гуткина

Методика разработана Н.И. Гуткиной и позволяет выявить ак­туальный уровень процесса обобщения у детей 6-8 лет, а так­же зону его ближайшего развития.

В качестве экспериментального материала используется цветная таблица рисунков, состоящая из 35 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист бумаги с изображением геометри­ческих фигур.

1 ряд — первая клетка пустая, во второй нарисована соба­ка, в третьей — гиппопотам босиком, в четвертой — цапля, сто­ящая на одной ноге, а в пятой клетке стоит цифра «0».

2 ряд — первая клетка пустая, во второй клетке нарисована та же самая собака, что и в первом ряду, но только обутая в черные сапожки, в третьей клетке нарисован гиппопотам в чер­ных сапожках, в четвертой клетке — та же самая цапля в черных сапожках, в пятой клетке стоит цифра «1».

3 ряд — первая, вторая и пятая клетки — пустые, в третьей клетке нарисован гиппопотам в черных сапожках, а в четвер­той клетке — цапля без сапожек.

  1. ряд — первая, вторая и пятая клетки — пустые, в третьей нарисован гиппопотам в черных сапожках, а в четвертой — цап­ля в черных сапожках.

  2. ряд— первая и пятая клетки — пустые, во второй клетке нарисована собака в черных сапожках, в третьей — гиппопотам босиком, в четвертой — цапля босиком.

  3. ряд — в первой клетке нарисован ежик в белых сапож­ках, во второй клетке — собака в черных сапожках, в третьей — гиппопотам босиком, в четвертой клетке — цапля в черных са­пожках, пятая клетка — пустая.

  4. ряд — в первой клетке нарисован снеговик, на голове которого шляпа, во второй клетке нарисован такой же снего­вик, только без шляпы, в третьей клетке нарисован опять та­кой же снеговик, только с ведром на голове, в четвертой клетке нарисован все тот же снеговик, но на голове у него сковородка, пятая клетка — пустая.

Кроме цветной таблицы рисунков в качестве эксперимен­тального материала используется лист бумаги с изображени­ем двух рядов геометрических фигур. В первом ряду нарисованы: заштрихованный квадрат, заштрихованный круг (штриховка такая же, как и в квадрате), пустой треуголь­ник и пустой прямоугольник. Во втором ряду: ромб, расчер­ченный в мелкую клеточку, пустая трапеция; треугольник, так же как и ромб, расчерченный в мелкую клеточку; прямоуголь­ник, также расчерченный в мелкую клеточку.

Инструкция испытуемому: «Сейчас я научу тебя отга­дывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показы­вается первый ряд на таблице рисунков), кто здесь нарисо­ван?» (Испытуемый называет картинки, в случае затрудне­ния экспериментатор помогает ему.) «Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду зверюшки нарисованы боси­ком и напротив них стоит цифра "0", а во втором ряду все они нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для отгадывания загадок тебе надо запомнить, что если на кар­тинке фигурка будет нарисована босиком, то ты должен обо­значать ее цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1". За­помнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.)

Затем ребенку предлагается расставить цифры в следую­щих трех рядах клеток. Этот этап рассматривается как обучение и закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит его повто­рить правило работы, показывает на образец (первые два ряда). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так ответил. Обучающий этап показывает, насколь­ко быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе эксперимен­татор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого не толь­ко количественно (неправильный ответ оценивается 1 баллом), но и качественно, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда собаку обозначают цифрой «4», гиппопотам — цифрой «2», а цаплю — «1» и объясняют такие ответы, исходя из коли­чества ног у данных персонажей. После того как эксперимен­татор уверен, что ребенок научился применять правило, кото­рому его обучали, начинается этап «отгадывания загадок». «Отгадать загадку» — значит правильно обозначить фигурки цифрами «0» и «1».

I «загадка» (расположена в 4 ряду) позволяет выявить умение применить правило на новом конкретном материале.

В этом ряду впервые встречается картинка «ежик», преж­де не попадавшаяся ребенку в таблице, кроме того, на ежике надеты сапожки не черного, а белого цвета. Таким образом, для успешного решения задачи должен произойти перенос усвоенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал (новая фигурка в сапожках другого цвета).

Ошибки, допускаемые детьми при решении этой «загад­ки», бывают самыми разнообразными. Это может быть неис­пользование выученного правила или неправильное примене­ние его на тех картинках, на которых испытуемый уже трени­ровался (т. е. тот же характер ошибок, что и на обучающем этапе, хотя именно у этого испытуемого на обучающем этапе могло и не быть ошибок), а может быть ошибка, вызванная отсутстви­ем собственно переноса введенного правила обозначения фи­гурок цифрами на новый конкретный материал. Поэтому в слу­чае неправильного решения «загадки» необходимо проанали­зировать характер ошибок, чтобы не сделать неправильный вывод о неумении ребенка применять правило на новом конк­ретном материале.

II «загадка» (расположена в 7 ряду) позволяет выявить умение осуществить эмпирическое обобщение.

В клетках этого ряда нарисованы снеговики, т. е. картин­ки, не встречающиеся до этого в таблице. Различаются снего­вики тем, что у трех из них есть головной убор, а у одного нет. А поскольку это снеговики, то в качестве головного убора, кро­ме настоящей шляпы, используется любой более-менее подхо­дящий предмет (ведро, сковородка). Испытуемому предлага­ется и в этом случае обозначить картинки цифрами «О» и «1». Чтобы справиться с такой задачей, необходимо сравнить I и II «загадки» и увидеть между ними связь, заключающуюся в том, что и в первом, и во втором случае три фигурка отличаются от четвертой тем, что у трех есть что-то такое, чего нет у четвер­той: в первом случае сапоги, во втором — шляпы. Но чтобы понять, что различные предметы на головах снеговиков — это все — «шляпы», ребенку необходимо сделать эмпирическое обобщение. Такому обобщению, с нашей точки зрения, долж­но способствовать то, что на голове первого снеговика надета настоящая шляпа, дающая установку на рассматривание ос­тальных предлогов с этой точки зрения. Поскольку и в загадке со снеговиками испытуемому требуется расставить цифры «О» и «1», то ему необходимо предположить, что ориентиром для этого должно служить наличие или отсутствие шляпы, как в прошлой загадке таким ориентиром выступало наличие или отсутствие сапожек. Если при сравнении I и II «загадок» ребе­нок выделял отличительные признаки-ориентиры, позволяю­щие решить задачу, и смог осуществить перенос усвоенного им правила обозначения фигурок с одного конкретного признака на другой (с сапожек на шляпы), то он правильно решает «загадку».

При анализе результатов прежде всего возникает вопрос, за счет чего ребенок осуществляет перенос правила обозначе­ния фигурок с одного признака на другой (с сапожек на шля­пы). Объясняется ли такой перенос правила эмпирическим обобщением отличительных признаков — и сапоги, и шляпы представляют собой детали одежды, или же содержательной абстракцией, т. е. выявлением принципа решения целого клас­са задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от фор­мы его проявления»? Ответить на этот вопрос помогают следу­ющие две «загадки».

III и IV «загадки», расположенные на отдельном листе бумаги и представляющие собой ряд геометрических фигур, позволяют выяснить, может ли ребенок решить задачу, тре­бующую мышления на абстрактном уровне. Здесь уже нет фигурок, изображающих животных, соответственно, нет и ни­каких деталей одежды. Изображенные геометрические фигу­ры различаются по признаку наличия или отсутствия штри­ховки.

Если испытуемый во II «загадке» открыл для себя общий принцип решения подобных задач, абстрагируясь от конкрет­ной формы отличительного признака как от несущественного момента, то он легко справляется и с этими новыми задания­ми. Возможен вариант, когда решение II «загадки» осуществи­лось вследствие эмпирического обобщения отличительных признаков, а в III и IV «загадках» испытуемый находит прин­цип решения всего класса подобных задач, т. е. поднимается на уровень абстрактного мышления. Тем детям, которые «от­гадали II загадку» при помощи эмпирического обобщения отличительных признаков, чтобы решить III и IV «загадки», необходимо увидеть связь между ними и предшествующими, заключающуюся в том, что и изображения конкретных персо­нажей, и геометрические фигуры различаются между собой (внутри каждой «загадки») по одному признаку, который каж­дый раз меняется. Следующим шагом испытуемого должно быть понимание, что для решения задачи форма отличитель­ного признака является несущественным моментом, а важен сам факт наличия или отсутствия признака. Таким образом, ребенок переходит на уровень теоретического мышления, где он, абстрагируясь от формы отличительного признака и ори­ентируясь только на факт его наличия или отсутствия, прихо­дит к выявлению принципа решения целого класса задач.

Обработка результатов методики проводится количествен­но и качественно. Выше уже указывалось, что на этапе обуче­ния каждый неправильный ответ оценивается в 1 балл. Непра­вильно решенная «загадка» также оценивается в 1 балл, а пра­вильно решенная — «0», затем вычисляется суммарный балл по всем четырем «загадкам» (обучающий этап в суммарный балл не входит). Чем хуже справился ребенок с заданием, тем боль­ше его суммарный балл. Качественный анализ ошибок позволя­ет лучше понять причину неуспеха испытуемого в том или ином задании и выяснить, какого рода обучение необходимо ему для овладения той или иной мыслительной операцией.

Количественная интерпретация выглядит следующим об­разом:

4 балла (решил все 4 задачи) — высокий уровень эмпири­ческого обобщения, способен к решению задач на абстракт­ном уровне.

3-2,5 балла (решил 2 задачи самостоятельно, 3 и 4 с помо­щью) — сформировано умение осуществить эмпирическое обобщение, но испытывает затруднения при переносе пра­вила обозначения с одного признака на другой при аб­страгировании.

2-1,5 балла (решил 1 задачу самостоятельно, а 2 с помо­щью) — умеет работать по правилу, способен к эмпириче­скому обобщению только с помощью взрослого.

  1. баллов (не решил ни одной задачи самостоятельно)— умение работать по правилу сформировано недостаточно, функция эмпирического обобщения не сформирована.