4.7. Обучение психологической толерантности в процессе проведения коммуникативного тренинга
Эффективность групповой психотерапии и психокоррекции состоит в восстановлении нарушенных отношений человека с социальным окружением. Под воздействием коррекционных групповых процессов поведение каждого участника в социуме становится более адекватным, вырабатывается психологическая устойчивость к ранее дестабилизирующим воздействиям социальной среды (Б. Д. Карвасарский, 1990; Г. Л. Исурина, 1990).
В парадигме безопасности результатом является восстановление безопасного для своего здоровья существования.
Данное сообщение является результатом наблюдения тренинговых и психокоррекционных групп, имеющих в своем составе участника с неспецифической для остальных проблемой, опытом, личностными особенностями. Как правило, психотерапевтические и психокоррекционные группы гомогенны по нозологии или проблемам участников.
Наблюдались взаимоотношения в группах детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в общении со сверстниками, неуверенность, страхи. В групповые упражнения и игры включали аутичного мальчика. В подобную группу к некоторым игровым темам подключали девочку со средней степенью дебильности. В студенческие группы, проходившие коммуникативный тренинг, в одном случае включали участницу с истерическим радикалом, в другом случае — участника с тенденцией к асоциальному поведению.
Включение в группу сверстников проблемного участника дает возможность остальным приобрести новый опыт общения в сложных субъект- субъектных связях под контролем психолога. Такой опыт способствует повышению психологической устойчивости и толерантности обучающихся в тренинге при попадании в эксвизитные ситуации социального характера. Для проблемного участника это также является позитивным опытом здоровых взаимоотношений.
Такой вариант групповой работы могут использовать в своей практике психологи, социальные работники, социальные педагоги, имеющие подготовку по проведению тренинговых и психокоррекционных групп.
- Исследование валидности некоторых проективных методик
- 3.2. Методика изучения самооценки
- 3.3. Изучение отношений и предпочтений в группе детей и подростков. Метод социометрии
- 3.4. Изучение взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста
- Анкета для детей
- Анкета для педагогов
- Глава 4
- 4.2. Семейный клуб как балинтовская группа
- 4.3. Особенности применения некоторых методов психотренинга
- 4.4. Тренинг общения для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста
- Программа тренинга уверенности в себе для старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятия 6–8
- Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Зайцы: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!»
- Занятия 4–5
- Занятия 6–8
- Занятия 9–10
- Программа тренинга общения для подростков
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятие 7
- Занятие 8
- Занятие 15
- Примечания:
- 4.5. Использование игр для коррекции взаимоотношений со сверстниками детей разного возраста
- 4.6. Особенности проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей в дошкольном образовательном учреждении
- 4.7. Обучение психологической толерантности в процессе проведения коммуникативного тренинга
- 4.8. Влияние психологической коррекции на взаимоотношения педагогов и детей
- 4.9. Психологическая коррекция взаимоотношений педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения