6.1. Поурочное планирование уроков изо
Общее художественно-эстетическое развитие ребенка, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. По выражению Л.В. Занкова, нужна «особая направленность» учебного процесса. Эта особая направленность обучения осуществляется на уроке.
Научные основы классно-урочной системы обучения были разработаны в XVII в. выдающимся мыслителем и педагогом Я.А. Коменским, которая описана им в книге «Великая дидактика».
Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и создал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию.
Урок изобразительного искусства - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательно-творческой деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков каждого из них. Используя целенаправленно отобранные дидактические средства, методы, технологии и приемы обучения, учитель стремиться создать благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые активизируют различные виды деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков.
Различают следующие типы уроков:
комбинированные (смешанные);
уроки изучения новых знаний;
уроки формирования новых умений;
уроки обобщения и систематизации изученного;
уроки контроля и коррекции знаний, умений;
уроки практического применения знаний, умений.
В современной школе мы можем встретить большое многообразие форм уроков ИЗО. Первое, что отличает урочные формы, это структура уроков, второе - организация практической работы детей, третье - личность учителя. Но, несмотря на различные формы, все уроки отвечают единым требованиям современной дидактики.
Требования к уроку изобразительного искусства:
Содержание учебного материала и организация урока должны отвечать дидактическим принципам: научности, наглядности, последовательности, сознательности, доступности и др.
Необходимо наличие триединой цели урока: обучающей, развивающей, воспитывающей.
Изложению нового материала должна предшествовать подготовка детей к его восприятию: повторение известного, эмоциональный настрой (чтение стихов, прослушивание музыки, показ слайдов и пр.), вводная беседа.
Оборудование урока, дидактические и изобразительные материалы должны быть тщательно продуманы (оптимально количество, высокое качество, достаточный размер, ТСО, оформление аудитории, классной доски).
Перед самостоятельной работой учащихся необходимо четко сформулировать задание, продемонстрировать этапы работы и технику исполнения, желательна демонстрация детских работ.
Во время самостоятельной работы следить за ходом выполнения задания, вести индивидуальную работу с учащимися. В конце урока подвести итог работы детей, проанализировать детские работы, оценить активность детей на уроке.
Независимо от типа школы и вида работы на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы. Общая организационная структура урока изобразительного искусства в школе может быть представлена в следующем виде.
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап (общая организация детей, установление дисциплины, подготовка необходимых учебных принадлежностей, проверка готовности рабочих мест к работе).
2. Связь с прошлым уроком, повторение.
3. Постановка цели и задачи урока. Вводная беседа (мобилизация внимания; создание эмоциональной заинтересованности; организация проблемной ситуации по теме урока с целью подвести детей к объяснению и восприятию нового материала; расширить кругозор, память, представление детей о предмете изображения; определить объем имеющихся знаний, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).
II. Основная часть
1. Объяснение нового материала (сообщение новых знаний по изобразительному искусству: искусствоведческих /о жанре работы/, о изограмоте /цветовые отношения, тональные отношения, объем, перспектива/, технологических, об языке /штрих и его возможности, гравюра на картоне, акварель по сырому и пр./).
Например:
Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности: анализ этапов изображения с натуры, анализ работы над композицией, показ технических приемов работы в новом материале, упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера).
Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
2. Самостоятельная, творческая работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3. Организованное окончание урока.
Эта структура довольно длительное время использовалась без существенных изменений, за исключением, разве что некоторой перестановки элементов урока. Она выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.
Другая тенденция развития урока изобразительного искусства проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится формой не только специально организованного познания, но и полноценного в социальном и нравственном отношении общения. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса.
Б.М. Неменский говорил: «Мы твердо уверены, что добиться подъема уровня художественной культуры всего народа возможно лишь через общеобразовательную школу, через обязательные, так же как физика или математика, уроки искусства. Но уроки, построенные по-иному. Прочтение педагогом каждого урока может быть только личностным. Урок всегда несет элементы театрального действия, В нем всегда есть завязка, кульминация, эпилог. Два педагога два разных театра, хотя тема пьесы урока, тема четверти и года едина для всех. Каждый год, каждая четверть, каждый урок имеют свою задачу и четкую роль в последовательности задач. И каждый урок звено в системе задач четверти, хотя задания могут быть уточнены с учетом местных возможностей» (10, 126).
Но что значит «уроки, построенные по-иному?». Новый подход к структуре урока в том, что он строится из следующих взаимосвязанных звеньев:
постановка проблемы;
возникновение способов решения;
совершенствование знаний на основе найденных решений;
оценка полученных знаний.
В принципе здесь присутствуют те же элементы традиционного урока, но сам подход несколько иной. Традиционная структура предрасположена к репродуктивному, копировальному методу работы, что превращает всю работу учащихся в механическое запоминание правил и такую же отработку приемов и навыков.
Попробуйте ввести в урок проблемные ситуации и сразу ощутите, как начинает «рассыпаться» структура и последовательный ход развития, в то время как нетрадиционные приемы построения урока имеют огромную вариативность структурирования.
Регламент в структуре урока определяется целью урока. Если цель - развить представление о предмете изображения и развивать творческие возможности детей, то явно вводной беседе будет уделено максимальное количество времени. Если развитие практических умений и навыков является главной задачей урока, то время на самостоятельную работу должно быть максимальным. Если урок является заключительным в тематическом блоке, то потребуется увеличение времени на подведение итога, на оценивание детских работ.
Таким образом, подготовка учителя к уроку включает:
Изучение программы или повторный просмотр её соответствующего раздела.
Определение места урока в системе уроков по ИЗО.
Изучение методической литературы по теме урока.
Определение цели, разработка задач урока в соответствии со всей системой программного содержания.
Определение возможных форм и методов общения с коллективом учащихся для передачи учебной информации и формирования их знаний, умений и навыков.
Разработка плана урока.
Разработка подробного конспекта урока.
Тщательная проработка методической структуры урока.
Выявление путей реализации дидактических принципов.
Разработка содержания предметного материала.
Дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности.
Определение методов и приемов обучения изобразительному искусству на каждом этапе урока.
Формулировка вопросов к учащимся.
Уточнение организационной стороны самостоятельной работы учащихся.
Распределение учебного времени на отдельных этапах урока.
Разработка критериев определения результатов
Подготовка наглядного художественного материала, определение методики его использования.
Необходимо предусмотреть формы и время индивидуальной работы с учащимися.
Соотнесение материала предстоящего урока с собственным эмоциональным настроением.
Внутренняя адаптация вариантов конспекта урока к себе, к возможным ситуациям в классе.
Мысленное представление собственного поведения на данном уроке.
И главное необходимо достичь чувства полного владения материалом и
уверенности в успешности его реализации.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна