logo search
учебная психодиагностическая практика 3 курс ЗФ

Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью

Данная методика проводится индивидуально с каждым испы­туемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно задает школьнику. Вопросы, входящие в беседу-интервью, составлены таким образом, что направлены на диагно­стику всех четырех показателей мотивации учения младших школь­ников. Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 31.

Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.

Виды личностно значимой деятельности школьника определя­ются с помощью вопросов № 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.

Личностно значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 30.

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные во­просы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования, — № 1, 2, 3, 5.

Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

Список вопросов анкеты следует расположить таким образом, чтобы школьник его не видел, и фиксировать на отдельном листе бумаги номер вопроса и ответ на него. Также удобно использовать магнитофон, поскольку это дает возможность экспериментатору более точно фиксировать эмоциональные проявления, связанные с отношением школьника к содержанию вопроса.

Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, в которых срав­нивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.

* См.: Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников//Известия АПН РСФСР.— 1951. — Вып. 36. — С. 29-104.