logo search
posobie_po_spetsps

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичные отклонения – имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, обусловленные первичным дефектом (нарушение речи у глухих, нарушение восприятия и пространственной ориентировки у слепых).

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями.

Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности.

Отталкиваясь от теории А. Адлера о значении различных слабостей, недугов, дефектов для повышенного развития других функций, Л.С. Выготский сформулировал основные положения методологии и практики стимулирования компенсаторных процессов у детей и подростков с различными видами психического дизонтогенеза.

Ключевым понятием теории Альфреда Адлера является понятие «комплекса неполноценности», которое в настоящее время употребляется и к месту и не к месту. Этот комплекс и желание компенсировать его являются мощным генератором энергии в достижении целей, в том числе самыми выдающимися людьми. Он формируется у человека благодаря его вечному стремлению к превосходству, и которое обеспечивает, в конечном счете, преодоление имеющихся проблем в развитии.

Именно чувство неполноценности, которое в дальнейшем может быть частично и даже полностью вытеснено в сферу бессознательного, является по Адлеру источником агрессивной энергии, борьбы за власть в прямом и косвенном смыслах.

Адлер считает агрессию важнейшим врожденным качеством выживания и достижения жизненных целей, она может выражаться в социально приемлемых формах, таких, как повышенная целеустремленность, инициативность, активность, жизнестойкость.

При этом агрессию и волю к власти Адлер считал необходимыми компонентами стремления не только к превосходству над другими, но и мощным толчком к самосовершенствованию, стремлению побеждать самого себя, свои слабости, максимально реализовать свои способности.

Теория компенсации, разработанная Адлером, неоднократно подвергалась критике в отечественной психологии. Л. С. Выготский не соглашался с ним с тех позиций, что Адлер приписывал процессу компенсации универсальное значение. Самое важное, что вместе с органическим дефектом даны силы к его преодолению или выравниванию. Но какой бы исход ни ожидал процесс компенсации, всегда развитие, осложненное дефектом, представляет творческий процесс на основе перестройки всех функций. Не сам дефект является движущей силой развития личности, а социальная оценка личностью своего дефекта, ее социальная позиция, отношение к дефекту.

Вслед за А.Адлером Л.С. Выготский подчеркивает, что, несмотря на то, что сам дефект есть в большинстве своем факт биологический, ребенок воспринимает его через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими.

Влияние дефекта на самом деле всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Как отмечает Л.С. Выготский, «этот общий закон одинаково приложим к биологии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсация повреждения каких-либо психических функций или недостаточности возможна, только непрямым путем, а за счет создания «обходного пути». Например, невозможность овладения слепыми оптической системой знаков, лежащих в основе письменной речи, компенсируется осязательным каналом, что делает возможным развитие письменной речи на основе осязательной азбуки (шрифта Брайля).

Положительное своеобразие ребенка с ограниченными возможностями и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, а тем, что выпадение функций, вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.

Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то они достигают этого иным способом, иными средствами и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен вести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации.

На личностном уровне компенсация выступает в качестве одного из защитных механизмов личности, заключающихся в интенсивном поиске приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности.