logo search
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

I раздел. Введение в курс

Тема 1. Предмет и задачи курса.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Понятие об общем недоразвитии речи, о контингенте детей с общим недоразвитием речи. Цели и задачи курса. Использование общедидактических принципов при коррекции общего недоразвития речи.

Тема 2. Естественно-научная основа понятия «общее недоразвитие речи».

Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова об условно-рефлекторных связях, образовании динамического стереотипа. Понятие о речевой функциональной системе. Понятие о речедвигательном и речеслуховом анализаторах.

Тема 3. История развития понятия «общее недоразвитие речи».

Развитие вопроса о структурных нарушениях речи до 60-х гг. Термины клинической классификации, их характеристика. Введение термина «общее недоразвитие речи», теория уровней речевого развития (Р.Е.Левина); понятие о четвертом уровне речевого развития (Т.Б.Филичева).

Тема 4. Методы исследования.

Методы анализа литературных данных. Педагогические методы (открытое, скрытое, непрерывное, дискретное, отсроченное наблюдения).

Социологические методы — анкета, анализ взаимодействия, метод самооценки.

Экспериментальные методы — естественный и лабораторный эксперименты.

Диагностика состояния звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Традиционная в логопедии карта обследования речи.

Тема 5. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования психических процессов у детей с ОНР: памяти, внимания, воображения. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения детей с ОНР. Состояние интеллекта. Отношение к окружающим и к своему дефекту.

Тема 6. Клиническая типология детей с ОНР.

Характеристика контингента группы детей с ОНР с точки зрения клинического подхода к дефекту: дети с моторной алалией; с дизартрией; с неврологическими синдромами; неосложненным вариантом ОНР (Е.М.Мастюкова).

Тема 7. Особенности фонетико-фонематической стороны речи при общем недоразвитии речи.

Нарушение произношения звуков речи (виды нарушений). Нарушения произношения, дыхания и фонации при дизартрическом компоненте. Особенности нарушения произношения при ринолалии и ринофонии. Особенности произношения при моторной алалии.

Понятие о фонематическом слухе, фонематическом восприятии, фонемном анализе и синтезе (Н.В.Дурова). Степени фонетико-фонематического недоразвития у детей с ОНР.

Тема 8. Особенности лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР.

Понятие о словарном запасе и грамматическом строе, развитие их в онтогенезе. Характеристика нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с разным уровнем речевого развития.

Тема 9. Характеристика связной речи детей с ОНР.

Понятие о связной речи, развитие ее в онтогенезе. Особенности связной речи детей с ОНР: характеристика умений составлять пересказы и рассказы по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке, описание предмета или явлений, характеристика творческого рассказывания.

Контрольные вопросы и задания

По теме 1.

1.Дайте определение понятию «общее недоразвитие речи».

2.Определите основные цели и задачи логопеда по коррекции общего недоразвития речи.

3.Выделите обучающие, воспитательные и коррекционные задачи работы в группе для детей с ОНР.

4.Каковы основные общедидактические принципы работы по преодолению общего недоразвития речи?

По теме 2.

1.Раскройте понятие «речевая функциональная система».

2.Определите понятия речедвигательного и речеслухового анализа торов.

3.Расскажите о строении и функциях периферического отдела речедвигательного анализатора.

4.Дайте характеристику коркового отдела речевой функциональной системы.

По теме 3.

1.Осветите взгляды отечественных логопедов, дефектологов, лингвистов и психологов на проблему системных речевых нарушений.

2.Охарактеризуйте основные взгляды дефектологов на вопрос о нарушении звукопроизношения с точки зрения клинико-педагогического аспекта проявления дефекта.

3.Раскройте принцип феноменологического подхода к дефекту, которого придерживаются представители психолого-педагогического направления в логопедии (Р.Е.Левина, Т.Б.Фомичева, Г.А.Каше).

По теме 4.

1.Дайте сравнительную характеристику педагогических и социологических методов исследования.

2.Определите основные различия естественного и лабораторного экспериментов.

3.Определите основные принципы обследования звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи и связной речи у детей с ОНР.

4.Назовите виды дидактического материала, используемого для проведения обследования речи детей с ОНР.

По теме 5.

1.Каковы характерные особенности памяти, внимания и восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

2.Определите особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3.Опишите особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4.Определите характер самооценки и отношение к своему дефекту детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

По теме 6.

1.Охарактеризуйте детей с моторной алалией (анамнестические данные, особенности произношения и восприятия фонем, речевые симптомы и неречевые особенности).

2.Дайте характеристику детей с дизартрией (данные анамнеза, раннее речевое развитие, особенности дыхания, голоса и артикуляции, речь как система в целом).

3.Опишите особенности речи и психических процессов у детей с неврологическими синдромами.

4.Представьте анализ речевых, психологических и поведенческих особенностей у детей с неосложненным вариантом ОНР.

По теме 7.

1.Раскройте основные виды нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

2.Дайте характеристику состояния произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом.-

3.Определите характерные особенности нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией и ринофонией.

4.Опишите особенности произносительной стороны речи у детей с алалией.

5.Определите состояние фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

6.Охарактеризуйте уровни сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

По теме 8.

1.Дайте характеристику понятий «словарный запас» и «грамматический строй».

2.Опишите особенности становления лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе.

3.Охарактеризуйте особенности словаря и грамматического строя у детей с разным уровнем речевого развития.

По теме 9.

1 Что понимается под связной речью?

2.Как развивается и формируется связная речь в онтогенезе?

3.Дайте характеристику связной речи у детей с разным уровнем речевого развития