Вопросы по педагогике
1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. Пути и формы овладения педагогической профессией. Содержание и структура освоения педагогической профессией.
2. История педагогики: возникновение и развитие педагогической науки. Этапы развития педагогической науки. Выдающиеся педагоги прошлого. Этнопедагогика и народная педагогика.
3. Система и структура педагогической науки. Основные отрасли теоретических и прикладных данных о закономерностях в различных областях педагогики, образования, воспитания.
4. Основные педагогические понятия. Сущность определений воспитания и обучения. Образование как процесс и результат обучения и воспитания.
5. Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Условия эффективности педагогического процесса.
6. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса. Природное и общественное в развитии человека. Факторы, влияющие на развитие личности.
7. Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп. Личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы в образовании. Права и обязанности ребенка.
8. Методология и методы педагогического исследования.
9. Развитие системы образования в России. ФГОС нового поколения. Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире. Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.
10. Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учреждений. Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков.
11. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки. Возникновение и развитие теории обучения и образования в соответствии с изменяющимися общественными интересами.
12. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения. Характеристика этапов научного познания: живое созерцание, абстрактное мышление, практика.
13. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание и осмысление, закрепление, применение на практике. Учение и общение.
14. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь. Движущие силы и противоречия процесса обучения. Понятие «концепция обучения».
15. Традиционная система обучения. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский о сущности процесса обучения. Различные подходы к пониманию сущности обучения в зависимости от доминирующей функции.
16. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников. Современные педагогические технологии обучения.
17. Мотивы учения на разных возрастных этапах.
18. Содержание образования. Соответствие содержания образования цели обучения и возрастным возможностям школьников. Преемственность в содержании дошкольного, начального, основного общего и среднего образования.
19. Закономерности и принципы обучения. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили о принципах обучения.
20. Методы, приемы и средства обучения.
21. Организационные формы обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения. Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.
22. Особенности сельской малокомплектной школы. Урок в сельской малокомплектной школе. Подготовка учителя к уроку.
23. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.
24. Цели, задачи и движущие силы воспитания. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. Содержание воспитания.
25. Современные концепции воспитания: социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость.
26. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников. Детские общественные объединения как институт воспитания.
27. Взаимоотношения коллектива и личности. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности. Современные концепции коллектива.
28. Воспитательная система школы. Методы воспитания и проблема их классификации. Технология и методика организации воспитательного процесса в школе.
29. Функции, основные направления и формы деятельности учителя — классного руководителя.
30. Оценка уровня воспитанности школьников. Проблема критериев и норм воспитанности. Эффективность воспитательной работы.
Литература
Адаптация организма подростка к учебной нагрузке / Под ред. Д.В. К о л е с о в а. – М.,1987. – 115 с.
Б а б а н с к и й Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1977. – 190 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательство: Питер, 2011 г.
Васильева З.И. Практикум по педагогике – учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998.
В е н т ц е л ь К.Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. – М.: А.П.О., 1993. – 170 с.
В и г м а н С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
В о р о н о в В.В. Педагогика в двух словах. - М.: Роспедагенство, 1997.
В у л ь ф о в Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Вита-Пресс, 1998.
В у л ь ф о в Б.Е., И в а н о в В.Д. Основы педагогики. – М., 2000. – 614 с.
Г и л ь б у х Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989. – 288 с.
Г р е б е н ю к О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград, 1995. – С.6-7.
Годовникова Л, Гонеев А. Работа учителя с трудными подростками. – М.: Издательство: Академия, 2008 г.
Г о л у б Б.А. Основы общей дидактики. – М.: Владос, 1999.
Д ж у р и н с к и й А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999
Д у б р а в и н И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1998.
Ефремов О. Педагогика. – С-Пб: Издательство: Питер, 2009 г.
Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. Проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с.
Закон Российской Федерации об образовании. – М., 2005.
Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе: Методическое пособие / Автор-составитель Огарков А.А. – М.: Педагогическое общество России, - 2005.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
К а р а к о в с к и й В.А. Н о в и к о в а Л.И., С е л и в а н о в а Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем). – М., 2000. – 252 с.
Мурзинова Р.М Воспитание как составляющая деятельности спортивного педагога. – М.: Издательство: КноРус, 2011 г.
К р а е в с к и й В.В. Общие основы педагогики: Учебник для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
К о д ж а с п и р о в В.А. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.
Л а т ы ш е в а Д.И. История педагогики. - М.: Форум, 1998.
Л и х а ч е в Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М:, Прометей, 1998.
Л и х а ч е в Б.Т. Педагогика. – М., 1999. – 522 с.
Л о д к и н а Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2003.
Локальные акты, регламентирующие деятельность школы: Методическое пособие / Автор-составитель Огарков А.А. – М.: Педагогическое общество России, - 2005.
М а к а р е н к о А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8 т. Т 1. М., 1983.
М а к а р е н к о А.С. Воспитание гражданина. - М, 1988.
М а л е н к о в а Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
М а л е н к о в а Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
М а л е н к о в а Л.И. Педагогика. Родители. Дети. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 298 с.
М а л е н к о в а Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 298 с.
М а л е н к о в а Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Мастерство учителя на уроке. Методические рекомендации.- М., 1992.
М о р о з о в а О.П. Педагогический практикум. - М.: Академия, 2000.
Огарков А.А., Коробейникова Л.А. Сельский центр образования как педагогическая система: Монография / Науч. ред. В.В. Судаков. – Вологда: Издательский центр ВИРО, - 2004.
О в ч и н н и к о в а А.В. Антология по истории педагогики (первая половина 20 века). - М.: Академия, 2000.
Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Педагогика: учебник для педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. П и д к а с и с т о г о. - М.: Роспедагенство, 1995.
Педагогика: учебник для педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. П и д к а с и с т о г о. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. Высш. и сред. Пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. С м и р н о в а. – М.: Академия, 2000.
Педагогика: учебник для студентов высш. Учеб. заведений / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 512 г.
П о д л а с ы й И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для пед. вузов: В 2-х кн. – М.: Владос, 1999.
П о д л а с ы й И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.
Подласый И. П. Педагогика. 2-е изд. Учебник для вузов. - М.:Издательство: Юрайт, 2010 г.
Подласый И.П. Педагогика. В 3 книгах. Книга 3. – М.: Издательство: Владос, 2007 г.
П о л о н с к и й В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высш. шк., 2004.
П у й м а н С.А. Практикум по педагогике: Пособие / С.А. Пуйман, В.В. Чечет. – Минск: ТетраСистемс, 2003.
С и т а р о в В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М.: Академия, 2000.
С и т а р о в В.А. Дидактика. Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
С е л и в а н о в В.С. Основы общей педагогики. - М.: Академия, 2000.
С т е п а н е н к о в Н.К. Педагогика. - Минск, 1998.
С л а с т ё н и н В.А. и др. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
Словарь основных педагогических понятий. Ярославль, изд. ЯГПУ, 1998.
С у х о м л и н с к и й В.А. Павлышская средняя школа. Собрание сочинений в 3 т. Т.2. - М., 1980. - 384 с.
С у х о м л и н с к и й В.А. Сердце отдаю детям. – Собрание сочинений в 3 т. Т.1. - М., 1979. – С. 25-265. –
С у х о м л и н с к и й В.А. Рождение гражданина. Собрание сочинений в 3 т. Т.1. - М., 1979. – С. 267-538.
С у х о м л и н с к и й В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Антология педагогической мысли Укр. ССР / Сост. Н.И. Калиниченко. – М., 1988. – С.444-457.
Т о л с т о й Л.Н. О народном образовании // Пед. соч. М., 1989. - С.288-310.
Т о л с т о й Л.Н. Воспитание и образование // Избр. соч. Т.3. – М., 1989. - С. 311-340.
У ш и н с к и й К.Д. Человек как предмет воспитания // Пед. соч.: В 11 т. – Т. 8. - М., 1950.
У ш и н с к и й К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Пед.соч. В 6 т. Т.2. М., 1988. –– С. 8-26.
У ш и н с к и й К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. – М., 1948. – Т.2. – С. 15-36.
Х а р л а м о в И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.
Х а р л а м о в И.Ф. Педагогика. – Минск.: Университетское, 2002.
Х а р л а м о в И.Ф. Педагогика: Краткий курс: Учеб. пособие – Минск.: Высш. школа, 2003.
Формирование учебных действий в начальной школе – Ярославль, 1992.
Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности – Белгород, 1992.
Ф р е н е С. Новая французская школа / Сост. Б.Л. Вульфсон. - М., 1994. – 174 с.
Ф р и д м а н Л.М. Психопедагогика общего образования. – М., 1997. – С. 139-140.
Ш а м о в а Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982. – 136 с.
Ш а т а л о в А.А. Проблемы народной школы в народной педагогике Л.Н. Толстого. - М., 1995. – 88 с.
Щ а ц к и й С.Т. Живая работа // Собр. соч. В 4 т. Т.4. - М., 1964. С.52-73.
Щ а ц к и й С.Т. К вопросу о педагогики деревни // Собр. соч. В 4 т. Т.3. - М., 1964. – C. 242.
Щ у р к о в а Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994. – 96 с.
.Щ у р к о в а Н.Е Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
Щ у р к о в а Н.Е. Педагогическая технология.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
Щ е т и н и н М.П. Объять необъятное: Записки педагога. - М., 1986. – 230 с.
Я к и м а н с к а я И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 146 с.
- Департамент образования Вологодской области боу спо во «Тотемский политехнический колледж»
- 050709 Преподавание в начальных классах
- I. Психология Содержание программы
- Раздел I. Общая психология
- Тема 1. Психология как наука.
- Тема 2. Методы психологического исследования.
- Тема 3.Психололгия познавательных процессов
- Тема 4. Психология личности
- Раздел II. Возрастная психология
- Тема 1. Основные факторы и закономерности детского развития.
- Тема 2. Психоаналитическая теория детского развития Зигмунда Фрейда (Теория стадий психосексуального развития ребенка).
- Тема 3. Эпигенетическая теория Эрика Эриксона (Теория жизненного пути).
- Тема 4. Генетическая теория развития детского интеллекта Жана Пиаже.
- Тема 5. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Льва Семеновича Выготского.
- Тема 6. Периодизация детского развития Даниила Борисовича Эльконина.
- Тема 7. Интеллектуальные и личностное развитие ребенка от рождения до поступления в школу.
- Тема 8. Психология младшего школьника.
- Тема 9. Психология подростка.
- Раздел III. Педагогическая психология
- Тема 1. Теоретические основы психологии обучения.
- Тема 2. Школьная дезадаптация.
- Тема 3. Педагогическое общение.
- Раздел IV. Социальная психология
- Тема 1. Общение как социально-психологический феномен.
- Перечень вопросов по психологии
- Литература
- ПедагогикА Содержание программы
- Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
- Тема 1.1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
- Тема 1.2. Пути и формы овладения педагогической профессией
- Раздел 2. Общие основы педагогики
- Тема 2.1. Возникновение и развитие педагогики
- Тема 2.2. Система и структура педагогической науки
- Тема 2.3. Основные педагогические понятия
- Тема 2.4. Целостный педагогический процесс как предмет изучения в педагогике
- Тема 2.5. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса
- Тема 2.6. Методология и методы педагогического исследования
- Тема 2.7. Развитие системы образования в России
- Раздел 3. Педагогика школы
- Тема 3.1. Теория образования и обучения
- Тема 3.2. Сущность и движущие силы обучения. Современные концепции начального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное наполнение
- Тема 3.3. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников
- Тема 3.4. Мотивы учения на разных возрастных этапах
- Тема 3.5. Содержание образования
- Тема 3.6. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3.7. Методы, приемы и средства обучения
- Тема 3.8. Организационные формы обучения
- Тема 3.9. Диагностика и оценка учебных достижений школьников
- Тема 3.10. Цели, задачи и движущие силы воспитания
- Тема 3.11. Современные концепции воспитания: социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость
- Тема 3.12. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников
- Тема 3.13. Взаимоотношения коллектива и личности
- Тема 3.14. Воспитательная система школы
- Тема 3.15. Функции, основные направления и формы деятельности учителя — классного руководителя
- Тема 3.16. Оценка уровня воспитанности школьников
- Вопросы по педагогике
- Методические сборники и периодические издания
- IV. Итоговый экзамен по русскому языку с методикой преподавания
- Русский язык
- Методика русского языка
- 4.4. Перечень теоретических вопросов по русскому языку:
- 4.5. Схема для лингвистического анализа текста.
- 4.6. Литература
- 4.7. Словари и справочники, указанные в программе по русскому языку
- 4.8. Перечень теоретических вопросов по методике русского языка
- 4.9. Перечень типовых заданий по методике русского языка
- 4.9.1. Схема методического анализа страницы учебника по литературному чтению.
- 4.9.2. Схема методического анализа страницы прописи
- 4.9.3. Методический анализ страницы «Русский язык»
- Для методического анализа мне предложена …
- 4.9.4. Схема методического анализа букваря, азбуки.
- 4.10. Литература
- 4.11. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков выпускников по русскому языку
- Оценка «5» ставится, если обучающийся
- Оценка «4» ставится, если обучающийся
- 4.12. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по методике преподавания русского языка.
- V. Итоговый государственный экзамен по теоретическим основам и методике преподавания начального курса математики по специальности 050709 Преподавание в начальных классах
- VI. Содержание программы по дисциплине «Теоретические основы начального курса математики»
- VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков выпускников по теоретическим основам начального курса математики и методике преподавания начального курса математики
- VIII. Вопросы по теоретическим основам начального курса математики
- IX. Содержание программы государственной итоговой аттестации по методике преподавания начального курса математики
- Вопросы по методике преподавания начального курса математике
- Литература
- X. Выпускная квалификационная работа
- 10.2. Защита выпускных квалификационных работ
- 8.3. Тематика выпускных квалификационных работ
- Интеллектуальное развитие младших школьников и их положение в социометрической структуре школьного класса.
- 8.4. Критерии и нормы оценок выпускной квалификационной работы
- IX. Условия подготовки и процедура проведения государственного экзамена по отдельной дисциплине
- X. Организация работы государственной аттестационной комиссии
- XI. Критерии и нормы оценки результатов экзамена по отдельной дисциплине