logo search
учебная психодиагностическая практика 3 курс ЗФ

Шкала градации результатов

Данныe по тесту Айзенка

Э в баллах

Н в баллах

1.

0-4

0-4

2.

20-24

0-4

3.

20-24

20-24

4.

0-4

20-24

5.

0-4

4-8

6.

0-4

16-20

7.

0-4

8-16

8.

4-8

0-4

9.

8-16

0-4

10.

16-20

0-4

11.

20-24

4-8

12.

20-24

8-16

13.

20-24

16-20

14.

16-20

20-24

15.

8-16

20-24

16.

4-8

20-24

17.

16-20

4-8

18.

4-8

16-20

19.

4-8

4-8

20.

16-20

16-20

21.

12-16

8-12

22.

8-12

8-12

23.

16-20

8-12

24.

12-16

4-8

25.

8-12

4-8

26.

4-8

8-12

27.

4-8

12-16

28.

8-12

16-20

29.

12-16

16-20

30.

16-20

12-16

31.

8-12

12-16

32.

12-16

12-16

Таблица типов личности по Г.Айзенку

Характерологические проявления

Пути коррекции

Тип № 1

Э: 0-4; Н: 0-4.

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В груп­пе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладно­кровен.

Воспитателей беспокоят мало, а значит, всегда стра­дают от невнимания педагогов, тренеров, начальни­ков. Главное в подходе — повысить самооценку по­средством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была воз­можность выбора темпа работы. Подчеркивать цен­ность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

Тип № 2

Э: 20-24; Н: 0-4.

Радостный, общительный, разговорчивый. Лю­бит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превра­щает конфликты в шутку. Впечатлителен, лю­бит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).

Поощрять трудолюбие, использовать природный ар­тистизм и склонность к новизне. Желательно испод­воль приучать к настойчивости, дисциплине, органи­зованности (например, предлагая оригинальные зада­ния). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в экспедициях и т. д.).

Тип № 3

Э: 20-24; Н: 20-24.

Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В слу­чае несогласия с позицией более старшего при­нимает активно противоборствующую пози­цию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Основная тактика — подчеркнутое уважение. Взаимо­отношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на пробле­ме и на возможности решить ее без особого эмоцио­нального напряжения. Подросткам данного типа необ­ходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т. п.).

Тип №4

Э: 0-4; Н: 20-24.

Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия за­медленны. Не любит активный образ жизни. Созер­цатель. Часто склонен к философии. Легко драмати­зирует ситуацию.

Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выде­лять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к ок­ружающим. Исподволь сводить с людьми доброжела­тельно-энергичными.

Тип № 5

Э: 0-4; Н: 4-8.

Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заин­тересованности в реальной жизни, а значит, и низ­кие достижения. Направлен на внутренние выду­манные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Остро нуждается в повышении самооценки, это разру­шает безразличие и повышает уровень притязаний, а, следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.

Тип № 6

Э: 0-4; Н: 16-20.

Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантази­ям.

Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серь­езность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7

Э: 0-4; Н: 8-16

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший умелый помощник, но плохой организатор. Застен­чив, предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоот­ношениям придает большое значение. Иногда скуч­новато-морализирующий.

В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. По­стараться раскрепостить, чтобы действовал самостоя­тельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избе­гать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

Тип №8

Э: 4-8; Н: 0-4.

Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.

Главная задача — активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.

Тип № 9

Э: 8-16; Н: 0-4.

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умении строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.

Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию на полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то — поступить в престижный вуз и т. п.). Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Подростка данного типа желательно ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

Тип №10

Э: 16-20; К: 0-4.

Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.

Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства.

Тип№11

Э: 20-24; Н: 4-8.

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.

Тип №12

Э:20-24; Н:8-16.

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увле­кается людьми и событиями. Впечатлителен.

Лидер по натуре как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

Тип №13

Э: 20-24; Н: 16-20.

Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадо­стен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презира­ет неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.

Цель старшего - держать подростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружаю­щих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные каче­ства. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эсте­тическое воспитание

Тип №14

Э: 16-20; Н: 20-24.

Властный, мнительный, подозрительный, педан­тичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомля­ем.

Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дру­желюбно, можно - с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бума­гам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

Тип №15

Э: 8-16; Н: 20-24.

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к при­диркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуве­ренный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстни­ками командует. Голос тихий, резкий.

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоот­ношения. Это легче сделать, основываясь на мнительность данного человека. Можно интересоваться его само­чувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хо­рошо). Поощрять за исполнительность при всем коллек­тиве, что позволит как-то наладить отношения со свер­стниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.

Тип №16

Э: 4-8; Н: 20-24.

Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаен­но-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышле­нию. Часто — неуверенность в себе.

В подходе желательны: оберегающий режим, поощре­ния при одноклассниках, доброжелательность, уважи­тельность. Следует поддерживать справедливые крити­ческие суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.

Тип № 17

Э: 16-20; Н: 4-8.

Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадост­ный, общительный, влюбчивый. В контактах - не­разборчив, дружески настроен ко всем. Непостоя­нен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпати­ей окружающих. Фантазер. Не стре-мится к лидерст­ву, предпочитая интимно- дружеские связи.

Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать ув­лечения (поощрять, интересоваться, предлагать высту­пить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).

Тип №18

Э: 4-8; Н: 16-20.

Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный под­держивать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится насторожен­ным и подозрительным в неблагоприятных услови­ях.

Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, ка­кими в данном случае являются достижение цели, фор­мирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.

Тип №19

Э: 4-8; Н: 4-8.

Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Бес­пристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.

У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то paботу с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.

Тип №20

Э: 16-20; Н: 16-20.

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли пере­вести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желатель­но эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.

Тип №21

Э.: 12-16; Н: 8-12.

Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публи­ки». Считается, что подростки такого типа счастлив­цы. Действительно, они часто очень одаренны, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Требуют доброжелательно-строгого отношения. В кол­лективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организа­торского типа). Строго требовать выполнения поручения. Желательно вместе с подростком найти какую-то значи­мую цель (например овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по вре­мени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе.

Тип № 22

Э: 8-12;Н: 8-12.

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладно­кровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотон­ность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен.

Создать у подростка ощущение, что он интересен воспи­тателю (тренеру и т. д.). Следует интересоваться мелоча­ми быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).

Тип № 23

Э: 16-20; Н: 8-12.

Общительный, активный, инициативный, увлекаю­щийся. При этом умеет управлять собой. Умеет до­биваться намеченной цели. Честолюбив. Любит ли­дировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен.

Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общест­венная) была в разумных пределах.

Тип № 24

Э: 12-16; Н: 4-8.

Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперни­честву. Иногда обидчив.

Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких дело­вых контактов.

Тип № 25

Э: 8-12;Н: 4-8.

Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотон­ной кропотливой работе.

Желательно спокойно-деловое отношение. Находить и рекомендовать лучше индивидуальные занятия. Хоро­шо справляется с административной работой.

Тип №26

Э:,4-8; Н: 8-12.

Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Чес­толюбив, целеустремленный. Имеет твердые прин­ципы. Временами обидчив.

Любят доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонны к панибратству. Желательно поощ­рять при классе (группе) за аккуратность, исполнитель­ность. Работать над повышением уверенности в своих силах.

Тип №27

Э: 4-8; Н: 12-16.

Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувстви­тельный. Привязчивый. Ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впада­ет в депрессии. Однако чаще спокойно-задумчив.

Создать обстановку активной спокойной деятельности. Желательно избегать жесткой регламентации. Рекомен­довать эстетические и литературные занятия.

Тип № 28

Э: 8-12; Н: 16-20.

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно прин­ципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоцио­нальной жизни.

Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

Тип № 29

Э: 12-16; Н: 16-20.

Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.

Тип №30

Э: 16-20; Н: 12-16.

Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремит­ся к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижени­ях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитив­ных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать оз­лобленность. Развивать социальный интеллект.

Тип № 31

Э:8-12;Н: 12-16.

Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми прояв­ляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глу­боким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Обеспечить спокойную доброжелательную обста­новку. Стараться вовлекать в активное решение целевых вопросов. Поощрять социальную актив­ность, вовлекать в участие в каких-либо мероприя­тиях (семинарах, конференциях и т. п.).

Тип № 32

Э: 12-16; Н: 12-16.

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен, Целеустрем­лен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информатив­ность. Эмоционально ограниченный тип.

Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воз­действовать через честолюбие. Отношения поддер­живать ровные, пытаясь исподволь развивать соци­альный интеллект.