4.4. Тренинг общения для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста
Существенным позитивным моментом в групповых формах работы с детьми является возможность приобретения умений и навыков в общении со сверстниками, коррекция неэффективных и дезадаптивных форм поведения обязательно в условиях благоприятного эмоционального климата.
В основу разработки программ тренингов положен принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя.
Каждая встреча логически вытекает из предыдущей, в содержательном плане — это основа для следующей, обеспеченная определенным набором психотехнических процедур.
Группы формируются после предварительной диагностики, выявляющей индивидуальные особенности ребенка и степень нарушения его системы отношений. Это необходимо для того, чтобы в процессе работы ведущий группу психолог мог осуществлять более дифференцированный подход к каждому из участников.
Группы формируются с учетом традиционных рекомендаций по составу и количеству. Не рекомендуется формировать группу, члены которой имеют одинаковые проблемы, включать в состав больше одного ребенка с гиперактивным синдромом, нескольких детей с истерическим неврозом или демонстративной акцентуацией. Эффективным считается включение в группу пар детей, имеющих сходные проблемы.
Работа группы проходит по определенным правилам, которые являются одним из основных факторов, обеспечивающих эффективность обучающего и психокоррекционного воздействия. Эти правила принимаются в группе по инициативе ведущего с учетом возрастных особенностей детей. Укажем основные: активность, искренность, доброжелательность, ответственность каждого за происходящее в группе.
Активность ведущего в поддерживании правил — наибольшая в дошкольных группах; количество правил у дошкольников наименьшее, сами правила доступны для понимания и выполнения.
В качестве основных задач тренинга общения, проводимого с детьми, назовем перестройку сложившихся неэффективных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, воссоздание полноценных контактов ребенка с социальным окружением.
- Исследование валидности некоторых проективных методик
- 3.2. Методика изучения самооценки
- 3.3. Изучение отношений и предпочтений в группе детей и подростков. Метод социометрии
- 3.4. Изучение взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста
- Анкета для детей
- Анкета для педагогов
- Глава 4
- 4.2. Семейный клуб как балинтовская группа
- 4.3. Особенности применения некоторых методов психотренинга
- 4.4. Тренинг общения для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста
- Программа тренинга уверенности в себе для старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятия 6–8
- Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Зайцы: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!»
- Занятия 4–5
- Занятия 6–8
- Занятия 9–10
- Программа тренинга общения для подростков
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятие 7
- Занятие 8
- Занятие 15
- Примечания:
- 4.5. Использование игр для коррекции взаимоотношений со сверстниками детей разного возраста
- 4.6. Особенности проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей в дошкольном образовательном учреждении
- 4.7. Обучение психологической толерантности в процессе проведения коммуникативного тренинга
- 4.8. Влияние психологической коррекции на взаимоотношения педагогов и детей
- 4.9. Психологическая коррекция взаимоотношений педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения