Литература
Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — М.; СПб., 1996.
Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-гностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973.
Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.
Волина В. В. Праздник букваря. — М., 1991.
Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1975.
Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 1982. — № 9.
Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. — М., 1965.
Глухое В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. — 1994. — № 2.
Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. — М., 1983.
Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 1989.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.
Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 1994.
Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 3.
Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 1978.
Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3 — 5 классов // Известия АПН РСФСР. - М., 1956. - Вып. 78.
Зернова Л. Л. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.
Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
Зимина И. А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.
Зимина И. А. Обследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1971.
Кеменова А. В., Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. Обучение грамоте. — М., 1972.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашние тетради. — М., 1998.
Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 1972.
Корнев А. N. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1982.
Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними //Дефектология. — 1995. — № 6.
Кривояз И. С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1996.
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. — М., 1999.
Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1958.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1995.
Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»: Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. — Л., 1989.
Люблинская А. А. Детская психология. — М., 1971.
Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В. И.Селиверстова. — М., 1997.
Мелехова Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. — М., 1974.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки с, сь (а также другие группы звуков). — Ярославль, 1996.
Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. — М., 1960.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
Рубинштейн С. Л. К психологии речи: Психология речи // Учен. зап. Ленинградского ин-та им. А. И. Герцена. — 1941. — Т. 35.
Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.
Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М, 1979.
Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1954.
Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.
Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.
Токарева О. А. Функциональные дислалии: Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.
Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 1981.
Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 1973.
Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1968.
Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 1992.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. — М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя. — М., 1993.
Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
Шашкина Г. Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1997. — № 6.
Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. — М., 1962.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1999.
- Предисловие
- Глава I. Развитие речи в онтогенезе
- 1.1.Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
- 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе
- 1.3. Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава II. Современные представления об общем недоразвитии речи
- 2.1. Понятие об общем недоразвитии речи
- 2.2. Клиническая типология дошкольников с онр
- 2.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава III. Характеристика речи детей с онр
- 3.1. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с онр
- Результаты предварительной беседы с детьми.
- Результаты беседы и анкетирования родителей.
- Результаты обследования строения и функций речевого аппарата.
- Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов.
- 3.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с онр
- 3.3. Характеристика связной речи у детей с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Изучение детей с онр
- 4.1. Обследование вербальных процессов у дошкольников
- 4.2. Обследование невербальных процессов Исследование восприятия
- Исследование внимания
- Im7 im9 im11Исследование памяти
- Исследование мышления
- Исследование моторики
- 4.3. Речевая карта обследования Контрольные вопросы и задания
- Глава V. Организация работы логопеда в группе детей с онр
- 5.1. Документация логопеда в группе детей с онр
- 5.2. Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с онр
- Глава 2 посвящена изучению детей с онр:
- 5.3. Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VI. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
- 6.1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия
- Первый год обучения
- Второй год обучения.
- 6.2. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков
- 6.3. Методика обучения грамоте
- 6.4. Развитие лексико-грамматических представлений
- 6.5. Формирование связной речи
- Контрольные опросы и задания
- Глава VII. Совместная деятельность специалистов доу комбинированного вида
- 7.1. Совместная деятельность логопеда и воспитателя
- 7.2. Содержание и структура проведения логопедических досугов
- 7.3. Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VIII. Работа логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
- Социальная характеристика семьи
- Тематический план курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- Содержание курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- II раздел. Организация работы логопеда в группе для детей с онр
- Тема 10. Обследование речи детей с онр.
- Тема 11. Документация логопеда в группе для детей с онр.
- Тема 12. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 14. Методика обучения грамоте дошкольников с онр.
- Тема 15. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 16. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 18. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с онр в подготовительной к школе группе.
- Тема 19. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 20. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 21. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов доу.
- Тема 22. Работа логопеда с родителями детей с онр.
- Тема 23. Дидактический материал для работы по преодолению общего недоразвития речи детей с онр.
- Приложение 2 Речевой материал для анализа звукового состава речи Карточка 1. Условные обозначения
- Карточка 2. Звук у
- Карточка 3. Звук а
- Карточка 4. Звук и
- Карточка 5. Звук о
- Карточка 6. Звук э
- Карточка 7. Звук ы
- Карточка 8. Гласные звуки
- Карточка 9. Звук л
- Карточка 10. Звук т
- Карточка 11. Согласные звуки
- Карточка 12. Звуки п — т — к
- Карточка 13. Звук х
- Карточка 14. Звук хь
- Карточка 15. Звук ль
- Карточка 16. Звук й
- Карточка 17. Звук б
- Карточка 18. Звук д
- Карточка 19. Звук г
- Карточка 20. Звук с
- Карточка 21. Звук сь
- Карточка 22. Звук з
- Карточка 23. Звук зь
- Карточка 24. Звук ц
- Карточка 25. Звук ш
- Карточка 26. Звук ж
- Карточка 27. Звук ч
- Карточка 28. Звук щ
- Карточка 29. Звук л
- Карточка 30. Звук р
- Карточка 31. Звук рь
- Приложение 3 Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Автоматизация свистящих звуков (с, съ, з, зь, ц)
- Автоматизация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)
- Автоматизация звуков л и ль
- Автоматизация звуков р и рь
- Карточка 4. Звук у и буквы у, у
- Карточка 5. Звук м и буквы м, м
- Карточка б. Звук о и буквы о, о
- Карточка 7. Звук п и буквы п, п
- Карточка 8. Звук т и буквы т, m
- Карточка 9. Звук к и буквы к, к
- Карточка 10. Звук э и буквы э, э
- Карточка 11. Звук и и буквы н, н
- Карточка 12. Звук х и буквы X, х
- Карточка 13. Звук ы и буква ы
- Карточка 14. Звук ф и буквы ф, ф
- Карточка 15. Звук б и буквы б, б
- Карточка 16. Звук д и буквы д, д
- Карточка 17. Звук г и буквы г, г
- Карточка 18. Звук в и буквы в, в
- Карточка 19. Звук л и буквы л, л
- Карточка 20. Звук и и буквы и, и
- Карточка 21. Звук с и буквы с, с
- Карточка 22. Звук з и буквы 3, з
- Карточка 23. Звук ш и буквы ш, ш
- Карточка 24. Звук ж и буквы ж, ж
- Карточка 25. Звук щ и буквы щ, щ
- Карточка 26. Звук р и буквы р, р
- Карточка 27. Звук ц и буквы ц, ц
- Карточка 28. Звук ч и буквы ч, ч
- Приложение 5 Речевой материал по лексико-грамматическим темам Первый период обучения
- Второй период обучения
- Третий период обучения
- Приложение 6 Речевой материал по развитию связной речи
- 1. Тексты для составления рассказов по сюжетной картинке
- 2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок
- 3. Тексты для пересказа
- 4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию
- 5. Тексты для драматизации
- 6. Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи
- 7. Тексты для составления рассказов-описаний
- Приложение 7. Планы-конспекты логопедических досугов
- 1. Занятие-развлечение
- 2. Занятие-досуг «Путешествие в страну знаний»
- 3. Занятие-развлечение «в гостях у бабушки азбуки»
- 4. Занятие-досуг «Умники и умницы»
- 5. Занятие-развлечение «Собираем урожай»
- Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Литература