Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
Что? | Вчера | Сегодня |
1. Постановка целей и задач | Триединство: обучение, воспитание, развитие ученика
| Три группы целей и задач: 1. Ученик. 2. Учитель. 3.Процесс обучения |
2.Формулировка темы и мотивация учащихся на ее освоение | Отсутствия стремления раскрыть личностный смысл знаний для большинства учеников
| Любому материалу можно придать личностный смысл, нужно искать его в диалоге. Кроме темы урока, может быть и имя урока (образ, афоризм) |
3.Определение межпредметных связей | Игнорируются
| Опора на межпредметные связи с целью формирования целостного мировоззрения |
4.Связь теории и практики | Оторванность теоретических знаний от их использования. Осознанное или неосознанное формирование человека только знающего | Недопущение формального усвоения, обеспечение практической направленности |
5.Применение знаний в измененных обстоятельствах | Нет таких упражнений | Включение упражнений творческого характера: аналогичная ситуация, частично новая, полностью незнакомая
|
6.Выбор средств, методов и технологий обучения | Стремление к разнообразию ради самого разнообразия. Незнание технологий развивающего обучения | Обоснованный выбор ( с учетом психологического портрета класса!) оптимального сочетания и соотношения средств, методов обучения. Владение технологиями развивающего обучения учащихся разных возрастов Корректное, целесообразное включение компьютеров в технологические цепочки. |
7.Выбор форм обучения | Увлечение фронтальными формами | Обоснованное сочетание: инд., групповое, коллективное обучение
|
8.Дифференциация обучения | Односторонняя, преимущественно по объему и степени сложности материала | На основе диагностики учебных возможностей обучаемых. С акцентом на применении мер дифференцированной помощи ученикам с разным уровнем подготовки по предметам и отношением к учению, без существенного снижения сложности учебного материала.
|
9.Отношение к ученику | Преимущественно как к объекту педагогического воздействия | Признание ценности субъектной позиции ученика в обучении, адекватной возрасту и обученности.
|
10. Обратная связь на учебный результат | Преимущественно вербальная и оценочная | Баланс разных видов обратной связи
|
11.Пространственная организация урока | Закономерности невербальной драматургии урока игнорируются | Учитываются: продумывается мизансценирование урока
|
12.Спонтанность на уроке | Исключается: только по плану | Допускается: текущая ситуация урока, творческое вдохновение учителя могут определять неожиданные и оправданные отступления от плана |
В уроке выделяются две подструктуры дидактическая и коммуникативная:
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.
- Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Сущность процесса обучения
- Методы организации и осуществление ученой деятельности учеников.
- II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
- Принципы использования средств обучения
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- 1. Дидактическая подструктура:
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Методы формирования на сознание
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Мониторинг результативности теоретического обучения
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Урок-осн. Форма организации обучения в школе
- 1. Методика обучения как отрасль педагогической науки. Предмет, цели, задачи и содержание методики.
- 2. Социальная природа развития художественного образования: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.
- 3. Система, методы и приемы обучения рисованию в Древнем мире.
- 4. Система, методы и приемы обучения рисованию в Средние века и в эпоху Возрождения.
- 8. Учитель изобразительного искусства как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса. Квалификационные требования. Составляющие имиджа современного учителя изобразительного искусства.
- Требования к урОку
- Этапы подготовки к уроку
- Совершенствование современного урока
- Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Советы учителю
- Педагогический рисунок: классификация и методика его использованию на уроке изобразительного искусства.
- Оборудование, учебно-методическое оснащение и оформление кабинета изобразительного искусства в школе.
- Педагогическое проектирование: авторский урок, авторская программа, разработка методического пособия.
- Методы формирования художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству (метод проектов, метод мозгового штурма, метод работы в команде и др.).
- Компьютерные технологии на уроках изобразительного искусства. Методика их применения. Требования к составлению компьютерной презентации.
- Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях.
- Система профессионального художественно-педагогического образования. Цели, задачи, содержание на современном этапе учебного процесса.
- Учебное рисование на уроках изобразительного искусства в школе: виды, цели, задачи, содержание и методы обучения.
- 27. Беседы об искусстве на уроках изобразительного искусства и вне общеобразовательной школы: цели, задачи, формы и содержание.
- 28. Формы и требования к организации учебного процесса по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Основные документы работы учителя.
- Целостный педагогический процесс
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Формы организации процесса обучения.
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- Развитие, социализация, воспитание личности Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Таксономия Образовательных Целей Блума (Традиционная)
- Измерение Когнитивных Процессов
- Измерение Знания
- Изобразительное искусство
- Методы стимулирования
- Методы педагогического исследования.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.