logo search
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

Второй период обучения

Зима.

1.  Назвать основные признаки зимы: солнце греет мало; дни короткие, ночи длинные; холодно; земля, деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую одежду.

2.  Подобрать слова — синонимы и антонимы.

Зимой ветер (снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья) какой?

Холодный теплый, солнечный — ..., пасмурная — ...

3.  Составить предложения разного типа по сюжетным картинкам со зрительной опорой на предметные картинки. Употребить предлоги. Согласовать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. (Наташа надела вязаную шапку, теплую шубу. Нина катается с горки на новых санках.)

4.  Выучить загадки о явлениях природы зимой или детских играх и забавах.

Посуда.

1. Образовать относительные прилагательные: стеклянный, фарфоровый, деревянный.

2. Согласовать прилагательные с существительными в роде и числе, употребляя предлоги в, на, под, из.

im104 На полке пластмассовая тарелка. На столе пластмассовые тарелки. Таня взяла пластмассовую чашку. Дима взял фарфоровый чайник.

3.  Совершенствовать навык ведения диалога. (Моделирование ситуации сервировки стола, покупки посуды в магазине, мытья посуды.)

4.  Выучить загадки о посуде.

Продукты.

1. Употреблять относительные прилагательные: рисовая, овсяная, пшенная, манная, овощной, свекольный — и согласовывать их с существительными в роде и числе. (Дидактические игры «Приготовим обед», «У Мальвины день рождения», «Магазин».)

2. Активно употреблять предлоги в, на, под, из (2 —3-ступенча-тые инструкции и их оречевление).

3. Развивать умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них в процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин продуктов», «Кафе».

4.        Познакомиться в быту с профессиями продавца, повара, официанта.

Сад и огород.

1.  Образовать относительные прилагательные. Какой лист любит заяц! Какой сок приготовила мама из яблок?

2.  Прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер, вкус, состояние, согласовывать с существительными в роде и числе.

Морковка длинная, помидор круглый, свекла твердая, яблоко сладкое.

3.        Употребить предлоги в, на, под, из.

Морковка растет в земле, морковку выдергивают из земли.

4.  Совершенствовать диалог, включая вопросы: что это? Что ты делаешь? Где взял? Что ты приготовишь из капусты?

5.  Вспомнить и загадать загадки про фрукты и овощи.

Сезонные одежда и обувь.

1.        Образовать относительные прилагательные, используя настольно-печатные игры типа «Лото». Отвечать на вопросы: из чего сделан? Какой?

Это куртка. Она сшита из кожи. Это кожаная куртка.

2.        Согласовать прилагательные с существительными в роде и числе.

Мама купила Тане резиновые сапоги. Котенок забрался в резиновый сапог.

3.        Составить предложения с предлогами в, из, на, под. Выполнение 2 — 3-ступенчатых инструкций {Таня, вымой сапоги в тазу и поставь их под табурет) и оречевление выполняемых действий с игрушками.

4. Совершенствовать навык ведения диалога. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Обувная мастерская», «Ателье».

Дикие животные, их детеныши.

1.  Показывать и называть диких животных наших лесов, детенышей. (Волк, волчица, волчонок; еж, ежиха, ежонок; лиса, лис, лисенок; заяц, зайчиха, зайчонок).

2.  Называть жилища диких животных: у медведя берлога, у волка логово.

3.  Употребить относительные прилагательные, учитывая правила их согласования с существительными в роде и падеже. (Дидактические игры «Отгадай, чей хвост», «Что перепутал художник?», «Что забыл нарисовать художник?».)

4.  Рассказывать сказку В. Бирюкова «Волчий хвост» по ролям.

5.  Выучить 2 — 3 загадки о животных.

6.  Составлять предложения с числительными, согласуя их с существительными в роде и числе.

У волчицы один волчонок, а в норе пять волчат. У белки в гнезде один бельчонок, а два бельчонка прыгают по веткам.

Транспорт.

1. Называть наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Знать основные части машины (мотор, колеса, кабина, кузов), самолета, корабля.

2. Уметь образовывать относительные прилагательные: из железа железный, из алюминия алюминиевый.

3. Называть профессии людей на транспорте: водитель, слесарь, контролер. (Сюжетно-ролевые и дидактические игры «Поезд», «Кому что нужно?».)

4. Составлять рассказы-описания машины, самолета, корабля по плану: что это? Какой? Для чего нужен?

5. Выучить 2 — 3 загадки о видах транспорта.

Мебель.

1.  Показать и назвать предметы мебели (стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка) и их части (ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка).

2.  Употреблять относительные прилагательные: деревянный, пластмассовый, железный стол, стул.

3.  Употреблять предложения с предлогами в, на, под, из. Демонстрировать действия, сюжетные картинки.

4.  Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые, дидактические игры «В мебельном магазине», «В гостях у Буратино».)

5.  Выучить 2—3 загадки про предметы мебели.

Семья.

1.        Называть членов семьи, знать, кто кому кем приходится, употребляя притяжательные прилагательные.

Дима мамин сын и бабушкин внук. Танина бабушка вяжет внучке носки.

2.        Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами.

Бабушка работает в магазине. Она продает посуду.

3.  Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Бабушкин день рождения».)

4.  Выучить 2 — 3 загадки или четверостишие о членах семьи.