logo search
posobie_po_spetsps

Принципы специального образования

Принципы – это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно – образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.

Специальная педагогика опирается на соответствующие общепедагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью, однако их реализация в системе специального образования имеет закономерное своеобразие.

Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.

1.Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается не только и не столько традиционно понимаемое в педагогике освоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению, любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих самостоятельной и независимой жизнедеятельности.

Лица с особыми образовательными потребностями, как правило, учатся медленнее, но они могут учиться и достигать высоких результатов.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно – развивающей программы. Специальный педагог строит коррекционно – педагогическую работу с ребенком, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, имея установку на положительный результат обучения.

Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека с ограниченными возможностями здоровья застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться. Согласно этой теории не все категории детей с отклонениями в развитии способны к обучению.

Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно – образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса.

Принцип педагогического оптимизма предполагает иной взгляд на человека с особыми образовательными потребностями. Это неущербный, социально малоценный индивид. Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.

2.Принцип ранней педагогической помощи

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно – педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно – педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.

До начала 60-х годов 20 столетия необходимость оказания ребенку коррекционно – педагогической помощи обнаруживалась лишь тогда, когда он приходил в школу и не справлялся с программой школьного обучения.

В значительной степени это было связано с разобщенностью и отсутствием единства действий медицинских и педагогических структур, необязательностью дошкольного образования, недостаточной информированностью родителей о педагогических возможностях помощи их ребенку.

Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, то есть периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов. Эти периоды недолговременны, и если по каким-либо причинам в этот период не сформировалась предполагаемая структура (отсутствовала адекватная окружающая среда или особенности индивидуального развития ребенка не способствовали этому), то по его окончании в дальнейшем потребуется много специальных усилий для того, чтобы ее сформировать.

Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст.

Например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались своевременно специальные педагогические меры для создания условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи проходит у него впустую, а начатая в более поздние сроки коррекционно – педагогическая работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение процесса формирования и развития речи замедлит развитие познавательных процессов, негативно скажется на процессе общения и взаимодействия с окружающими, отразится на развитии личности ребенка в целом.

3.Принцип коррекционно – компенсирующей направленности образования

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психо – физического развития (например, коррекция недостатков речи, произвольных движений), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций. Образование строится с учетом возможностей ребенка.

Из физиологии известно о возможности определенной компенсации утраченной функции за счет перестройки других сохранных.

Часто это необычное с точки зрения общепринятых норм замещение, однако компенсаторные возможности человеческого организма настолько велики, что в специальной педагогике существует мощный арсенал компенсаторных походов, позволяющий оказывать педагогическую помощь человеку в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, возвращая его в образовательное пространство. (Незрячие люди могут научиться читать с помощью кончиков пальцев; неслышащие понимать по губам говорящего, обращенную к ним речь, и полноценно общаться на языке жестовой речи).

Коррекционно - компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса (меньшая наполняемость классов в школе, увеличенные сроки обучения, охранительный лечебно – педагогический режим, наличие индивидуальных занятий).

4.Принцип социально – адаптирующей направленности образования

Коррекция и компенсация недостатков развития рассматривается в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни.

Социально – адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.

Социально – адаптирующая направленность обеспечивается содержанием стандартов образования, формами и средствами коррекционного процесса, которые предусматривают долговременную и сложную систему коррекционно – педагогической и психологической работы по освоению воспитанником необходимых для участия в специальной жизни норм поведения и жизнедеятельности, а также выработку соответствующих навыков и привычек в максимально доступной для данного человека мере, начиная от элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков и заканчивая сложными социальными навыками, убеждениями.

5.Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

Нормально развивающийся ребенок, с первых месяцев жизни находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметным и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, освоения коммуникативных умений.

Традиционное обучение в массовых образовательных учреждениях адресовано детям с развитой словесной речью. Обычный ребенок приходит в школу, уже обладая системой житейских понятий, во взаимодействии с которой постепенно формируются научные понятия, развивается словесно – логическое мышление. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи регулируется поведение.

Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться.

Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей образовательной потребностью для них является помощь по развитию речи, мышления и общения.

6.Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

Коррекционно – педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.

Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, - то в учебной деятельности.

Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка и подростка. Эффективность работы во многом зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка (рисование, конструирование и др.)

В специальном образовании распространена коллективная предметно – практическая деятельность под руководством педагога (работа парами, бригадами), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения.

Предметно – практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для дефективного ребенка становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.

7.Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, мотивацию, работоспособность), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Данный принцип позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными.

Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов.

Дифференцированный поход в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. В одном классе могут обучаться дети с ЗПР, но с различным генезом данного отклонения и соответственно с различными особенностями проявления.

В связи с этим педагог организует коррекционно – образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп.

8.Принцип необходимости специального педагогического руководства

Учебно – познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно – познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание.

Особенности развития обучающихся заставляют вносить специфические изменения в содержание и способы их учебно – познавательной деятельности.

Естественно, что только специально подготовленный педагог, зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной работы с другой, может организовать процесс учебно – познавательной деятельности и управлять этим процессом.

В большинстве случаев вследствие своеобразия развития детей с особыми образовательными потребностями самостоятельная учебно – познавательная деятельность их затруднена или не возможна.