logo search
posobie_po_spetsps

Формы организации специального обучения

Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях: 1) когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, так как человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями его познавательной деятельности обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения, а его сенсорные и моторные системы испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром.

Так организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения.

2) речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях.

3) психологическая и психокоррекционная помощь в большинстве случаев оказывается в условиях индивидуальной работы.

Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут.

Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Индивидуально - групповая форма обучения часто используется при интегрированном обучении, предполагая возможность работы с детьми в малых группах.

Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразовательной школе, позволяет организовать не только учебно - познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников.

Его отличия от других форм обучения состоят в следующем:

- состав группы учащихся постоянен (хотя в условиях специального обучения возможно временное объединение учащихся в рабочие группы по признаку сходства уровня развития, темпа учебной деятельности, характера нарушения: по одним признакам дети работают в одной группе, по другим объединяются в другой группе).

-деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;

- ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке. В специальном образовании существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм обучения.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу.

Смешанные уроки включают в себя различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков.

Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая работа; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в практических формах упражнений; на всех этапах урока необходим пошаговый, часто индивидуальный контроль. К старшим классам, уроки приобретают классические черты.

Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работы парами, бригадами. Групповые формы работы способствуют развитию навыков социального поведения, коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия.

Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, готовности к взаимопомощи.

Индивидуальная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпу и объему познавательной деятельности от остальных детей.

К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся – экскурсии, дополнительные занятия, внеклассное чтение, самоподготовка (приготовление уроков в специальной школе-интернате).

К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся – проведение факультативов, кружковая работа, соревнования, смотры, тематические вечера, походы.

Основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.