logo search
Программа ГИА 2011, 409 гр

Тема 8. Психология младшего школьника.

Общая характеристика и значение младшего школьного возраста.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению и её структура: мотивационная готовность и «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович), волевая и социально-психологическая готовность, интеллектуальная готовность. «Школьная зрелость» и успешность адаптации ребенка к школе. Диагностика психологической готовности и её задачи.

Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Психологическая структура учебной деятельности: учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, действия оценки.

Развитие психических процессов в учебной деятельности. Ж.Пиаже о развитии мышления. Мышление дошкольника: несформированность мыслительных операций, неспособность к рассуждению и доказательству, эгоцентризм, феномены Пиаже. Мышление младшего школьника: появление мыслительных операций и способности к рассуждению и доказательству, исчезновение эгоцентризма мышления и феноменов Пиаже. Опора на наглядность. Развитие мыслительных операций в младшем школьном возрасте (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развитие умения решать мыслительные задачи в уме (формирование внутреннего плана действий) и постепенный переход к словесно – логическому мышлению. Становление рефлексии. Роль мышления в совершенствовании и перестройке познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, речи. Интеллектуализация и дифференциация восприятия. Совершенствование свойств внимания (УКРОП). Развитие произвольного внимания. Переход от непроизвольной памяти к произвольной, от непосредственного и механического запоминания к опосредованному и логическому. Совершенствование речи: устной, письменной, внутренней речи как средства мышления. Интеллектуализация и становление произвольности как основные направления развития познавательных процессов в МШВ.

Личностное развитие младшего школьника. Благоприятность МШВ для личностного развития. Роль учебной деятельности в становлении личности ребенка. Влияние школьных успехов на развитие самооценки ребенка. Формирование чувства компетентности либо комплекса неполноценности (Э.Эриксон). Условия развития трудолюбия. Развитие мотивационной сферы: снижение учебной мотивации, развитие мотивации достижения (достижение успеха или избегание неудачи), условия формирования престижной и компенсаторной мотивации. Развитие произвольности поведения. Общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Падение авторитета взрослых и появление ориентации на группу сверстников к концу МШВ.

Основные достижения возраста: появление нового познавательного отношения к действительности; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), внутреннего плана действий и рефлексии; новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; ориентация ребенка на группу сверстников.

Ценность младшего школьного возраста. Его специфика в отечественных (Д.Б. Эльконин) и зарубежных (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже) теориях развития.