Сущность процесса обучения
Сущность процесса обучении - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;
2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;
3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;
4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;
5) валеологическая - функция здоровосбережения;
6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;
Движущие силы обучения - это противоречия.
Основные противоречия в процессе обучения:
1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;
2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;
3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;
4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;
5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;
Закономерности процесса обучения. Закономерность - это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.
Общие закономерности процесса обучения:
1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;
2) создание условий для получения радости;
3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;
4) согласованность единства всех обучающих институтов;
Специфические закономерности:
1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;
2) процесс обучения зависит от условий его протекания;
3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка;
4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;
5) активность ученика к процессу обучения.
Задачи которые необходимо решать в процессе обучения.
Важнейшими из них являются следующие:
стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
совершенствование учебных умений и навыков.
Б – 12 Содержание образования
Образование – понятие многомерное: это и процесс и результат и содержание и культурное явление.
Определение содержания образования разное – в зависимости от общей концепции.
Существует 3 концепции С.О. связанных с пониманием целей образования:
Если цель приобщить школьников к науке и производству, то С.О. педагогически адаптированные основы наук.
Если цель передача школьникам умения навыков которое позволит им жить и действовать в данном обществе, то С.О. это совокупность знаний, умений, навыков которые в ходе обучения должны быть усвоены и на основе которых сформируется личность.
(1 и 2 подход называют рецептивно-отражательным (отражают запросы общества))
3. С.О. это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный по структуре человеческой культуре (изоморфный – совпадающий). Такое определение дается при культурологическом подходе формированию С.О. Это современная концепция.
Можно выделить при таком подходе 4 компонента С.О.:
Знание о природе, технике, человеке;
Опыт деятельности;
Опыт творческой деятельности;
Опыт эмоционально ценностных отношений: к себе, к миру.
1 – 2 подход к 1- 2 компоненту, 3 - 4 компонент обусловлены сменой целевой ориентации об образовании.
«Была цель – передача знаний, стала цель – создание условий для по возможности полного творческого развития личности» (Краевский).
Причины цели основные
I – в условиях бурного технического прогресса знания быстро обесцениваются.
II – в развитом обществе главной ценностью становится человек, его личность.
I и II – Если развивать личность, но она сама сможет всю жизнь обновлять фонд своих знаний включаясь в непрерывное образование и самообразование.
3 – 4 компонент С.О. предполагает усиление роли предметов искусства в школе любого типа. Это связанно с тем, что основу творчества составляют правополушарное мышление (эмоционально – творческое образное).
Формирование ценностных отношений так же невозможно без предметов искусства и гуманитарных наук.
С.О. отражается в следующих документах:
1) Учебный план: это перечень учебных дисциплин распределенных по годам обучения с указанием количества часов. В школе в уч. Плане указывается количество часов в неделю по данному предмету в данном классе.
2) Учебная программа – это документ в котором для учителя кратко изложено содержание учебного предмета.
Структура учебн. Программы:
-Пояснительная записка;
- Содержание тем в дидактических единицах (кратко).
3) Учебники – изложение учебного предмета для учеников.
Тенденции развития и совершенствование С.О.
Учебные планы совершенствуются: одни предметы убираются, другие добавляются, увеличивается доля предметов для свободного выбора. Учебные планы становятся более вариативными, соответствуют типу школы, отличаются региональными компонентами.
Программы также стали вариативными: учитель может выбирать по какой программе ему работать. Программы совершенствуются в сторону усиления по научности в соответствии уровню развития науки и усиления связи с практикой.
Учебники как и программы вариативные: учебники на выбор. Несколько учебников по одному предмету можно использовать. Больше свободы у практиков для создания учебников совместно с учеными.
Тенденция совершенствования учебника:
Переход от опелирования преимущественно к левому полушарному мышлению к сочетанию текста обращенного к левому полушарию (словесный) текст понятийный и текста обращенного к правому полушарию (образы). Так называемые двуполушарные учебники до 5 кл. и просили апробацию (ав. Соболева).
Особенности этих учебников в том, что они соответствуют ориентации на развитие творческой личности: в заданиях нет давления на ученика, убран императив (давление), формулировки такие, что обходят сопротивление ученика, дают ему выбор, а в итоге побуждают выполнить задание по максимуму.
Кроме того совершенствует полиграфическое качество учебников, но в тоже время есть недостатки, связанны с тем, что ряд учебников либо не проходят строгой экспертизы, либо эта экспертиза формальность.
Поэтому содержание может соответствовать возрастного восприятия, содержать ошибки. Таким образом: Содержание современного образования соответствует цели образования, а потому наблюдаются тенденции, гуманитаризации и гуманизации. (Гуманитаризация – увеличение числа гуманитарных предметов в учебных планах и выделение вне гуманитарных предметов – гуманитарные. (за любыми теориями стоят люди).
Гуманизация – (очеловечивание), направленность на человека, обращенность к человеку.
Основным средством гуманизации выступает психологизация образования и С.О. обращено к личности, с учетом целей, особенностей, потребности и возможности и педагогическое взаимодействие в котором это содержание усваивается тоже личностно ориентированное, психологически грамотное.
Б-13 Методы и средства обучения
Обучение – это категория педагогики. Работа над собой с целью приобретения знаний. Обучение поручается специально подготовленным людям – педагогам. Это организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Метод «как научить» выводит на категорию методов обучения. Без методов не возможно достичь поставленной цели. Метод связывает запроектированную цель и конечный результат.
Обучение – это процесс усвоения учащимися знаний, формирование умений и навыков под руководством учителя.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Его роль в системе « цели - содержание – методы -формы-средства-обучение» является определяющей.
Средство – предметная поддержка учебного процесса. К средствам относятся голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.
Методы обучения как дидактическая категория характеризует внутреннюю сторону процесса обучения.
Методы обучения – это способы:
-достижение дидактических целей;
-решение дидактических задач;
-реализации содержания обучения;
-взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения;
-руководство познавательной, самостоятельной деятельности учащихся
Прием обучения составная часть метода
У каждого метода есть внешняя сторона – Что делает учитель? Что делают ученики?
Внутренняя сторона – Какие способы приобретения знаний реализует учитель
Способы:
-догматический (выучить, воспроизвести);
-эвристический (найти, исследовать)
Наблюдается единство внутренних и внешних сторон.
Существуют следующие методы: рассказ, беседа, практическая работа и т.д.
Все методы можно классифицировать по разным основаниям. Традиционно приводятся классификации:
По дидактическим целям;
по источнику знаний;
по характеру деятельности учителя и ученика;
по характеру учебно- познавательной деятельности ученика.
Любой метод найдет место в каждой классификации.
Современная классификация предложена Поташником М.М. это системная классификация метода обучения. Основная идея автора – понятие «метод» связана с понятием «деятельность». Деятельность можно организовать, стимулировать и контролировать.
Следовательно, можно выделить 3 группы методов обучения.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.
- Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Сущность процесса обучения
- Методы организации и осуществление ученой деятельности учеников.
- II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
- Принципы использования средств обучения
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- 1. Дидактическая подструктура:
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Методы формирования на сознание
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Мониторинг результативности теоретического обучения
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Урок-осн. Форма организации обучения в школе
- 1. Методика обучения как отрасль педагогической науки. Предмет, цели, задачи и содержание методики.
- 2. Социальная природа развития художественного образования: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.
- 3. Система, методы и приемы обучения рисованию в Древнем мире.
- 4. Система, методы и приемы обучения рисованию в Средние века и в эпоху Возрождения.
- 8. Учитель изобразительного искусства как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса. Квалификационные требования. Составляющие имиджа современного учителя изобразительного искусства.
- Требования к урОку
- Этапы подготовки к уроку
- Совершенствование современного урока
- Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Советы учителю
- Педагогический рисунок: классификация и методика его использованию на уроке изобразительного искусства.
- Оборудование, учебно-методическое оснащение и оформление кабинета изобразительного искусства в школе.
- Педагогическое проектирование: авторский урок, авторская программа, разработка методического пособия.
- Методы формирования художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству (метод проектов, метод мозгового штурма, метод работы в команде и др.).
- Компьютерные технологии на уроках изобразительного искусства. Методика их применения. Требования к составлению компьютерной презентации.
- Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях.
- Система профессионального художественно-педагогического образования. Цели, задачи, содержание на современном этапе учебного процесса.
- Учебное рисование на уроках изобразительного искусства в школе: виды, цели, задачи, содержание и методы обучения.
- 27. Беседы об искусстве на уроках изобразительного искусства и вне общеобразовательной школы: цели, задачи, формы и содержание.
- 28. Формы и требования к организации учебного процесса по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Основные документы работы учителя.
- Целостный педагогический процесс
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Формы организации процесса обучения.
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- Развитие, социализация, воспитание личности Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Таксономия Образовательных Целей Блума (Традиционная)
- Измерение Когнитивных Процессов
- Измерение Знания
- Изобразительное искусство
- Методы стимулирования
- Методы педагогического исследования.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.