1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
Анализ продуктов детского изобразительного творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности и психического развития в дошкольном возрасте.
Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки), конструирования (постройки, мозаика), лепки (объемные фигуры и композиции), вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки), музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Следует отметить, что анализу подвергаются продукты детского творчества, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).
Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение (расширение) представлений о возрастном (психическом) развитии детей. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной характеристикой развития ребенка (психолого-педагогическая диагностика детских достижений).
Центральную позицию в специальной диагностике занимают детские рисунки.
Перечислим основные принципы интерпретации детского рисунка и условия проведения обследования:
1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке.
2. Исследователь должен быть в состоянии оценить рисунок не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков.
Для детей дошкольного возраста рисование в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности.
В индивидуальной диагностике следует прежде всего опираться на рисунки, за появлением которых можно было наблюдать.
Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисовальный материал.
Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в процессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др.
Уровень сформированности схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом.
8. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка.
9. Рисунок является индикатором творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).
10. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации.
11. Проективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т.п.
12. Преувеличение значения проективной интерпретации рисунка вызывает значительно большее количество ошибок в психологической диагностике, чем недооценка этой интерпретации.
Далее перечислим наиболее адекватные и эффективные по своей диагностической значимости темы детского рисунка (рисуночные тесты), которые могут использоваться в ДОУ.
Возраст ребенка: 3-3.5 года.
Направленность (тема) рисунка: Свободный рисунок. Рисунок человечка.
Основные анализируемые показатели: Сформированность моторной готовности руки к рисованию (захват карандаша) и моторики в целом. Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом.
Возраст ребенка: 3,5-5 лет.
Направленность (тема) рисунка: Свободный рисунок. Рисунок человека. Дом (домик) — дерево — человек. Моя семья.
Основные анализируемые показатели: Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом. Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показатель аффективной заряженности переживания и инертности психической деятельности в целом. Предварительная оценка сформированности и разнообразия зрительных образов. Субъективные представления о внутрисемейной диспозиции. Полоролевая и возрастная идентификация.
Возраст ребенка: 5-7 лет
Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Неизвестное (несуществующее) животное. Свободный рисунок.
Основные анализируемые показатели: Уровень сформированности графической деятельности, в том числе сформированность ориентировки на пространстве листа в целом. Оценка разнообразия зрительных образов и их качества. Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показатель аффективной заряженности переживания и инертности психической деятельности в целом. Выявление фобических зон и наиболее ярких аффективно заряженных тем. Выявление особенностей представлений о внутрисемейных отношениях. Выявление косвенных показателей самооценки и уровня притязаний на успех. Косвенная оценка сформированности мотивационной готовности к принятию новых социальных ролей. Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.
Возраст ребенка: 7-9 лет
Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Рисунок семьи животных. Автопортрет. Свободный рисунок.
Основные анализируемые показатели: Уровень сформированности рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка. Уровень сформированности зрительных образов, их качества и полноты. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к внутрисемейной ситуации. Оценка сформированности учебной мотивации и принятие социальной роли школьника. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к взаимодействию со сверстниками и педагогами. Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность. Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех. Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации. Косвенные показатели уровня психической активности и темперамента. Наличие инертности и стереотипности изображений. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.
Возраст ребенка: 9-13 лет.
Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Кинетический рисунок семьи. Рисунок семьи животных. Автопортрет: "Я сейчас", "Каким я был раньше", "Какой я буду в будущем", "Каким бы я хотел быть в будущем". Рисунки по темам диагностических мотивов, применяемых в практике символдрамы.
Основные анализируемые показатели: Стиль рисования, качество рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка, изображения перспективы. Возможность передачи "кинетики" рисунка. Уровень сформированности зрительных образов, их качества, полноты и яркости. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний как по отношению к внутрисемейной ситуации, так и по отношению к взаимодействию с окружающим миром. Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность социальной роли как в семье, так и во взаимодействии со сверстниками. Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех. Характеристика самоактуализации, принятия себя и отношения к принятой или навязанной социальной роли. Анализ рисунков с позиций символдрамы. Уровень психической активности и характеристика темперамента. Личностные акцентуации. Наличие инертности и стереотипности изображений. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.