logo
все билеты

1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.

Под математическим развитием ребенка дошкольного возраста понимается целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности.

Математическое развитие дошкольника несет на себе важнейшую задачу развития познавательной сферы ребенка в целом, а также задачу формирования и развития математического мышления как основы для стимулирования математических способностей.

Сформулируем основные задачи математического развития дошкольника:

- обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.);

- формирование и развитие обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т.п.);

- формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления и творческого воображения;

Содержание математического развития в ДОУ: доматематические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование); математические виды деятельности (счёт, измерение, вычисление) плюс элементы логики и математики.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Всё это опирается на развивающую математическую среду, условия, которые создаёт педагогический коллектив ДОУ условия для формирования у детей элементарных математических представлений.

В группах выделяются математические уголки (или уголки занимательной математики) — это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Дидактический процесс должен быть обеспечен качественными наглядно-дидактическими пособиями по всем разделам математики.

В группах в достаточном количестве должны быть представлены следующие материалы:

- материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений.

- дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры; игры типа "Танграм", геометрические головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение и т.п.

В некоторых детских садах имеются отдельные математические кабинеты, оснащенные всеми необходимыми наглядными и дидактическими материалами, компьютерной техникой и т.п.

Отдельный кабинет и отдельная зона математического развития позволяют использовать разнообразные формы деятельности: соревнования, конкурсы, вечера досуга, математические развлечения.

Организация математически развивающей среды позволяет объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Кроме того, позволяет: обеспечить единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх; осуществлять индивидуальную работу с отстающими воспитанниками и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

Необходимым условием математического развития ребенка является его крепкое здоровье: нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.

Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.

Систематически вместе с врачом заведующая проверяет гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, наличие пособий, чистоту и опрятность всей обстановки.

Методическая поддержка работы по математическому развитию дошкольников

В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика "Методика математического развития".

Печатные методические пособия (книги, журнальные статьи, инструктивно-директивные материалы и др. материалы по основным задачам математического развития).

Рукописные методические пособия отражают передовой опыт данного детского сада и других дошкольных учреждений (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.).

Кроме того, в методическом кабинете хранится часть наглядных пособий для работы с детьми — дидактический материал, пособия, раздаточные комплекты натуральных предметов и т.д.

Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи, магнитофильмы; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.