logo
все билеты

2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы возросли в последние годы. Способность принять верное управленческое решение на основе научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важнейших профессиональных умений руководителя образовательного учреждения как специалиста.

Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод "Дельфи" О.Хелмера) применяется для принятия важных экспертных заключений. Для получения обобщенного суждения экспертов, проверки согласованности ранжирования используют коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена либо коэффициент конкордации.

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы.

- Начальный этап (организация экспертизы) включает: Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы; Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов; Установление сроков проведения экспертизы; Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности).

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения. В данном случае средством выполнения основного этапа выступает педагогическая диагностика. Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта).

- Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компетентного управленческого решения.

Можно выделить три группы целей диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении:

1 ."Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса". Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Например, "если целью диагностики было выявление особенностей сформированное™ психологической готовности к обучению в школе для последующего их учёта при проведении развивающей работы с детьми, то в рекомендациях должно быть описано, какую развивающую работу и как необходимо проводить с детьми (со всей группой, с подгруппами и индивидуальную). Таким образом, данная формулировка цели диагностической работы предполагает последующее составление индивидуальной программы развития или, как минимум, рекомендаций, определяющих способы её реализации (в том случае если предметом изучения были не особенности развития, а, например, индивидуально-типологические особенности). Проведение диагностической деятельности с данной целью предполагает достаточный уровень подготовленности работников дошкольного образовательного учреждения и наличие возможностей для составления в последующей реализации такого типа программ и рекомендаций. В настоящее время диагностика с такой целью встречается преимущественно в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида или в работе отдельных специалистов.

  1. "Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения". Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста. Например, если целью диагностики было выявление детей с трудностями, в общении, то в рекомендациях должно быть описано, кто из детей испытывает трудности в общении и нуждается в углублённом обследовании или консультации у психолога, если первичную и последующую диагностику проводят разные специалисты (воспитатель и педагог-психолог или педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения и городского психологического центра). Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях.

  2. "Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности". В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов. Например, если целью диагностики было изучение эффективности работы по развитию игровой деятельности, то в рекомендациях может быть определена необходимость обобщения опыта педагога но данному направлению; или выявление причины недостаточной динамики развития игровой деятельности у детей данной группы.

Виды диагностики в ДОУ:

Медицинская (иногда ещё выделяется валеологическая). Предмет диагностики — состояние здоровья и физического развития ребенка.

Психологическая. Предмет диагностики — психическое развитие ребёнка.

Педагогическая. Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа.

Управленческая. Предмет диагностики — деятельность образовательного учреждения.

Изучаемые показатели и методы обследования в разных видах диагностики могут совпадать, поэтому целесообразно организовать систему комплексной диагностической работы.

Принимать участие в диагностической работе могут все работники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал.

Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками.

Диагностическая оценка фактических результатов позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех участников.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

1. Общение и его структура. Особенности коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Особенности невербального взаимодействия. Личностное пространство в процессе невербального взаимодействия. Территории и зоны.

Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой линии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

М.И.Лисиной дано определение общения — как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Структура общения:

Коммуникация — это обмен сообщениями. Это словесные сообщения (такую коммуникацию называют вербальной) и несловесные сообщения (такую коммуникацию называют невербальной). Под "невербальной коммуникацией" понимают язык тела (позы, жесты, мимику, дистанцию, тон голоса, темп речи, запах и т.д.).

По данным различных исследований, в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины "говорение" и "слушание" введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Визуальный контакт, как и все невербальные средства, имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое "Я", или, напротив, скрыть его.

Личное пространство — личная психологическая территория, границы собственного "Я". В этих границах находится не только непосредственно тело человека, но и окружающее его пространство, некая территория, которую человек считает своей, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Вторжение на свою психологическую территорию каждый воспринимает негативно. Кто-то прячет эти эмоции в себе, кто-то выплескивает наружу.

Психологи рассматривают личное пространство человека как буферную зону, которую мы создаём между собой и окружающими.

Различают четыре зоны личного пространства:

- Интимная дистанция (расстояние вытянутой руки или 45 см) предназначается для небольшого числа социальных контактов, в которых допускается регулярное прикосновение. В этой зоне личностного пространства оперируют родители и дети, а также любовники. На таком расстоянии мы влияем друг на друга на химическом уровне: наши эмоции могут изменяться в зависимости от настроения партнёра. Внутри интимной дистанции выделяется область от 0 до 15 см. Сюда можно попасть только посредством физического контакта, это сверхинтимная зона.

- Личностная (персональная, партнерская) дистанция (45-120 см) — обычное расстояние при столкновениях между друзьями и достаточно близкими знакомыми. Здесь уже не чувствуются тепло и запахи человеческого тела, но собеседник всё ещё находится на расстоянии вытянутой руки. В этом пространстве должны реализовываться нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми. Здесь также допускается некоторая интимность, но, как правило, она ограничена.

В большинстве случаев, помимо непосредственного пространства, личностные эмоции люди переносят на вещи, комнаты, предметы интерьера.

Выделяют девять факторов, влияющих на выбор дистанции: пол, возраст, этнокультурная принадлежность, тема разговора, обстановка, физические характеристики, эмоциональный и оценочный настрой, характеристики взаимоотношений собеседников, черты личности.