2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. В настоящее время функционирование образовательной системы в России осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. В ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях.
Государственная система дошкольного образования города Москвы представлена 1838 дошкольными образовательными учреждениями, в том числе:
детские сады, в которых воспитываются дети от 6 месяцев до 7 лет — 880 учреждений;
детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) — 179 учреждений;
детские сады компенсирующего вида для детей с проблемами в здоровье и развитии
— 269 учреждений;
- детские сады комбинированного вида (в состав которых входят общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании) — 430 учреждений;
- детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур
— 15 учреждений;
детские сады с этнокультурным (национальным) компонентом — 12 учреждений;
Центры развития ребенка — детский сад — 53 учреждения. Всего в данных учреждениях воспитываются — 225,6 тысяч детей.
Кроме этого, дети дошкольного возраста воспитываются в следующих государственных образовательных учреждениях:
32-х Центрах образования,
18-ти средних образовательных школах,
84-х начальных школах — детских садах,
28-ми прогимназиях.
Всего в данных учреждениях воспитывается 15,5 тыс. детей.
В последние годы в Москве развиваются новые формы дошкольного образования. Открыто 557 групп кратковременного пребывания, которые посещают 8,7 тысяч детей.
Особое внимание уделяется развитию сети групп для детей раннего возраста. В Москве функционирует более 2 тысяч таких групп в 1400 учреждениях, их посещает 33,2 тыс. детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
В детских садах города Москвы, учитывая пожелания родителей, открыто 85 групп 14-часового пребывания, которые посещает 1400 детей, и 612 групп 24-х часового пребывания, в которых воспитывается 10 тыс. детей.
Воспитание и образование детей дошкольного возраста в городе Москве осуществляют также негосударственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, и ведомственные дошкольные учреждения. 77 негосударственных образовательных организаций посещает — 3,2 тыс. детей дошкольного возраста, 146 ведомственных дошкольных образовательных учреждений посещает 11,9 тыс. детей.
Таким образом, 265 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачено разными формами дошкольного образования, что составляет 60% от всех детей данного возраста, проживающих в городе Москве.
Значительным достижением системы дошкольного образования является высокий охват детей в возрасте от 5 до 7 лет, проживающих в городе Москве, разными формами дошкольного образования. Он составляет 90%. Департамент образования поставил перед дошкольными образовательными учреждениями города задачу 100% обеспечения детей 5— 7 летнего возраста местами в детских садах.
Одной из главных проблем в развитии системы дошкольного образования является очередность в дошкольных образовательных учреждениях, которая составляет 11482 ребенка.
Правительством Москвы была поставлена задача создания программы мер по снятию очередности в дошкольных образовательных учреждениях: это возврат в городскую систему образования ведомственных дошкольных образовательных учреждений, эффективное использование площадей государственных образовательных учреждений, проведение ремонта закрытых и перепрофилированных групп в государственных дошкольных учреждениях с целью дополнительного открытия мест, строительство новых дошкольных учреждений в районах с потребностями в детских садах с учетом демографической структуры населения.
Сложившееся в последние годы видовое разнообразие государственных дошкольных образовательных учреждений создает возможность предоставления семьям большого разнообразия услуг: оздоровительных, коррекционных, развивающих; дополнительных образовательных услуг, превышающих базовый государственный стандарт.
В настоящее время размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, составляет от 550 до 1200 рублей в месяц)в зависимости от образовательных, развивающих, оздоровительных и иных услуг, оказываемых детям в соответствии с содержанием образовательной программы учреждения.
Бесплатно дети посещают: группы кратковременного пребывания "Особый ребенок", детские сады для: глухих и слабослышащих детей; слепых и слабовидящих детей; детей с нарушением интеллекта; детей с туберкулезной интоксикацией.
Предусмотрены льготы по оплате за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, льготным категориям семей.
Оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы дошкольного образования
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.