1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
Экспертиза — исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, например, педагогическая экспертиза. Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Экспертная оценка — мотивированное экспертное суждение. Экспертное заключение — документ, принимаемый в результате экспертной оценки. Экспертный метод — комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок. Этапы экспертной оценки: Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап — важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения. Научно-педагогическая экспертиза — это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов образовательного учреждения, составление проекта их развития и плана его внедрения в практику работы ДОУ.
Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений
С целью регуляции качества дошкольного образования, защиты детей от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентации работы ДОУ на педагогику развития проводится обязательная экспертиза комплексных (включает все основные направления развития ребенка) и парциальных (включает одно или несколько направлений развития ребенка) программ дошкольного образования.
Экспертиза осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ или региональных (местных) органов управления образованием. В первом случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию во всех ДОУ РФ, во втором — в ДОУ региона (города, района).
Экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов ДОУ для использования набора программ в работе этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.
Экспертиза деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации
Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др.
С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения: программы и педагогические технологии; взаимодействие участников педагогического процесса; максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения.
Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности ДОУ, нормативно-правовой документации; анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметноразвивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др.
На основании экспертных заключений и сведений о ДОУ по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы: об уровне и направленности реализуемой образовательной программы; о соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории.
Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения и Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения проводятся с целью аттестации на вторую, первую, высшую квалификационную категорию для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников.
Целью экспертизы деятельности руководителя и воспитателей ДОУ является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Выявление уровней квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) практической деятельности осуществляется посредством комплексной экспертизы.
На первом этапе экспертами исследуются материалы самоанализа педагогических и руководящих работников.
Второй этап — определение уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников с помощью: компьютерного тестирования: анкетирования; оценки результатов профессиональной деятельности. Методы второго этапа (при аттестации педагогических работников): защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, реализованного педагогического проекта; собеседование, творческий отчет. Методы второго этапа (при аттестации руководящих работников): Защита программы развития ДОУ; Собеседование по вопросам управленческой деятельности.
Определение продуктивности (результативности) практической деятельности педагогических и руководящих работников происходит на третьем этапе комплексной экспертизы. Методы третьего этапа (при аттестации педагогических работников): Анализ материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности: Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым. Методы третьего этапа (при аттестации руководящих работников): Анализ материалов, отражающих продуктивность деятельности ДОУ и продуктивность деятельности самого руководителя; Анализ реализации программы развития ДОУ. результатов инновационной деятельности; Презентация результативности деятельности ДОУ в форме публичного доклада.
Научно-педагогическая экспертиза — проводится с целью анализа определенных направлений работы ДОУ и принятия управленческого решения по этому направлению.
Можно выделить три группы целей научно-педагогической экспертизы в ДОУ:
1. Выявление особенностей определенного направления воспитательно- образовательной работы для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Такая формулировка цели встречается преимущественно в работе отдельных специалистов.
Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях.
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.