2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
Полномочия и ответственность, которыми наделяется должность, должны соответствовать задачам выполняемым данным работником. Если же ответственность за принимаемые решения слишком высока, то подавляется инициатива работника. Полномочиями наделяется должность, а не лицо, ее занимающее. Вследствие этого если человек освобождает занимаемую им должность, то он теряет и свои полномочия.
Существует два пути распределения полномочий.
1. На основе единоначалия. Предполагает, что распределение полномочий может осуществляться от руководителя к своим непосредственным подчиненным. После этого он уже вмешивается в работу сотрудников, которым отдал распоряжения, только в крайнем случае и лишь контролирует их деятельность. Единоначалие является принципом управления, который не допускает руководства через голову и подчинения одновременно нескольким руководителям, т.е. полномочия различных сотрудников не должны пересекаться, так как это вносит сумятицу и неразбериху в работу организации и, как следствие, снижает ее эффективность.
2. На основе множественного подчинения и поглощения полномочий. Заключается в том, что руководитель, передавший полномочия своим подчиненным, полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему вмешиваться в ход их работы в любой момент.
При распределении полномочий образуется своего рода лестница, ступенями которой являются уровни управления. Она отражает иерархию структуры организации, где указывается ранг каждого руководителя (соподчиненность).
Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он (на время или постоянно) передает решение менее значительных проблем и необходимые для этого права конкретным подчиненным.
В итоге в рамках управленческой структуры происходит рациональное перераспределение функций отдельных субъектов, называемое делегированием организационных полномочий и ответственности.
Обычно делегируются следующие виды полномочий:
- решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают;
осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировка первичных выводов, написание различных проектов), носящую в большинстве случаев рутинный характер, но тем не менее позволяющую продемонстрировать свои способности;
присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.
В то же время ни при каких обстоятельствах не делегируется решение проблем, связанных с выработкой политики и стратегии; особо важных и срочных; предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных вопросов; поощрение и наказание сотрудников (только выработка для этого нормативов).
Условиями успешного делегирования полномочий являются:
- обладание исполнителями достаточным опытом, знаниями, пониманием проблемы;
- заинтересованность, добровольное принятие людьми на себя обязанностей и ответственности;
благоприятный морально-психологический климат в коллективе, взаимопонимание и доверие между руководителями и исполнителями;
делегирование преимущественно новых обязанностей, с которыми людям прежде сталкиваться не приходилось;
равномерное распределение заданий, оптимизация их объема, четкое разграничение участков работы;
недопустимость излишнего вмешательства со стороны руководителя, поощрение самостоятельности и инициативы;
ориентация в первую очередь на молодежь.
Существующая на Западе практика выработала две модели делегирования полномочий.
Традиционная модель (делегирование задач, или ограниченное делегирование) предполагает, что исполнителями даются задания, которые руководителю нецелесообразно выполнять самому, и предоставляется возможность проявлять инициативу в деле поиска путей их решения. Исполнители отвечают за результаты своей деятельности перед руководителем (а тот, в свою очередь, перед высшим руководством). Поэтому он вмешивается в действия сотрудников и иногда приписывает себе их успехи.
Бад-Гарцбургская модель Р. Хена (делегирование ответственности, или полное делегирование) состоит в том, что подчиненным делегируется не только решение задач, но и ответственность перед вышестоящим руководством за все, что они делают в рамках соответствующих функций. Работник в этих условиях не может больше прятаться за спину руководителя, а тот — приписывать полученные им результаты себе.
Выполнение работы без ответственности получило в связи с этим название нулевого делегирования, а перекладывание исполнителем работы и ответственности на руководителя — делегированием наоборот.
Поскольку способность людей реализовывать полномочия в тех или иных конкретных ситуациях не может быть четко определена заранее, их делегирование связано с риском. Однако он оправдан вследствие немалых выгод.
Во-первых, в организации делегирование полномочий:
- уменьшает иерархичность;
- приближает принятие решений к месту реализации, повышает их качество, гибкость, оперативность;
предотвращает потери времени на ожидание указаний;
улучшает морально-психологический климат;
способствует обучению персонала, подготовке кадрового резерва. Во-вторых, руководители:
освобождаются от текучки и могут заняться решением наиболее сложных и важных проблем;
получают возможность рациональнее распределить нагрузку среди подчиненных, выявить среди них помощников и возможных преемников.
В-третьих, подчиненным делегирование позволяет:
- проявить инициативу и самостоятельность;
- продемонстрировать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые;
развить себя как личность;
повысить свой престиж;
создать стартовую площадку для дальнейшего продвижения по служебной лестнице;
получить большую удовлетворенность от работы.
2. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач речевого развития детей.
Частных задач работы по развитию речи детей в ДОУ можно выделить семь:
Развитие словаря.
Формирование грамматической стороны речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Обучение рассказыванию (монологической речи).
Ознакомление с художественной литературой.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Содержание обучения речи детей раннего и дошкольного возрастов в яслях и детском саду, организация работы и основные методы обучения определены "Программой воспитания в детском саду".
В "Программе..." названы две основные формы обучения речи:
- первая — работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом (в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.), во время прогулок; в процессе игр, при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); во время праздников и развлечений; во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных);
- вторая — специальные занятия по развитию речи.
Важнейшей предпосылкой для решения задач речевого развития в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.
Гигиена органов слуха и речи предполагает и обеспечение в детском саду общих гигиенических условий, и специальные профилактические меры по охране этих органов.
Особое внимание, как известно, уделяется охране органов слуха детей, для чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши, разъяснять родителям вред "домашних" средств (вливания и т.д.), вслепую применяемых при лечении ушных заболеваний.
Гигиена органов речи включает в себя и заботу о легких и дыхательных путях ребенка, для чего важен правильный воздушный режим в детском саду, развитие емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса. Легко ранимые у ребенка верхние дыхательные пути нуждаются в специальном закаливании, в своевременном лечении.
Задача заведующей — обеспечить периодическую санацию полости рта детей, лечение зубов. Желательно, чтобы детские сады систематически посещали врачи-специалисты: стоматолог, ларинголог. Они осматривают детей и вносят сведения о состоянии органов слуха и речи в медицинские карты, направляют на лечение (тонзиллит, неправильный прикус и т.д.).
Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.
Систематически вместе с врачом заведующая проверяет гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, достаточную четкость и яркость картин, необходимый размер пособий, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.
Одновременно с созданием гигиенических условий внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов. Воспитатель приучает детей к самостоятельному уходу за полостью рта и носа: полоскать рот после еды, раздувая щеки, омывая водой зубы со всех сторон; с пяти лет правильно чистить зубы, водя щеткой сверху вниз; правильно сморкаться, пользуясь индивидуальным чистым платком. Родителям следует напоминать, что необходимо часто менять носовые платки детей. Предупреждая трещины и другие заболевания губ, воспитатель приучает детей по мере надобности вытирать платком уголки губ, запрещает часто их облизывать. Каждый сотрудник детского сада должен помнить, что следует заботиться о нежных голосовых связках детей: не допускать резких криков, визга, пения на холодном воздухе. Врач или медицинская сестра в беседах с родителями рассказывает о проведении местного закаливания ушных раковин, шеи, что очень важно для предупреждения простудных заболеваний, отрицательно сказывающихся на состоянии речевых органов детей.
Заведующая должна быть организатором режима речевой культуры в своем детском саду. В начале года ей необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрослых (для всех сотрудников, включая и обслуживающий персонал). Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Все это непроизвольно и незаметно будет копироваться детьми. Специального внимания требует грамматическая сторона речи сотрудников, борьба с элементами просторечия и местного говора. Заведующая выявляет примеры неправильных выражений, ошибок и при случае очень тактично указывает на них товарищам по работе.
Необходимо, чтобы заведующая уделяла особое внимание речи воспитателей, умела ее анализировать и, если требуется, оказывать помощь в ее совершенствовании.
Заведующая должна неустанно подчеркивать роль речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.
Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.
Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. Образцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
Прежде всего заведующая и методист должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач. Кроме того, в детских садах проводятся индивидуальные консультации, действуют кружки по технике речи и выразительному чтению.
В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами.
Заведующая помогает воспитателям организовать аналогичную работу с родителями.
С нянями заведующая также проводит серьезную работу — разъясняет, что няня — помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания.
Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
Методическая поддержка работы по развитию речи дошкольников
В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика "Методика развития речи".
Печатные методические пособия (книги, журнальные статьи, инструктивно-директивные материалы и др. материалы по основным задачам развития речи).
Рукописные методические пособия отражают передовой опыт данного детского сада и других дошкольных учреждений (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.).
Кроме того, в методическом кабинете хранится часть наглядных пособий для работы с детьми — дидактический материал: (серии картин, альбомы, крупные иллюстрации и фотографии, игровые персонажи и др.).
- типичные игрушки для рассматривания и описания, в том числе механические и электронные; наборы для рассказов-инсценировок;
- комплекты натуральных предметов, в том числе раздаточных (школьные принадлежности и т.п.);
образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию;
материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, на которых запечатлены труд людей из ближайшего окружения, достопримечательности данного микрорайона, образцы продукции предприятий, записи рассказов взрослых, рекомендации по использованию музея, организованного в ближайшей школе, организации тематических прогулок в детском саду и дома и пр.).
Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи, магнитофильмы; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.