logo
все билеты

1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.

Обновление управления дошкольным образовательным учреждением прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Управление осуществляется на информационной основе. Руководители ДОУ должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель должен постоянно быть информирован о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного образования. Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Немаловажной является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы учреждения. Следовательно, внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогическую информацию и информацию о передовом педагогическом опыте.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Очень важно предъявлять к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой. Объем и содержание информации зависят от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководителя. Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в воспитательно-образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.

Стратегическая информация — это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, аттестации и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др.

Рассматривая процесс управления дошкольным учреждением с позиции содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это будет процесс анализа информации. Технология состоит из трех этапов: сбор информации, ее анализ и принятие решений.

Сбор информации. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в дошкольных учреждениях необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Формирование системы информационного обеспечения управления дошкольным учреждением включает следующие блоки информации: Здоровье и здоровый образ жизни, Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами, Готовность ребенка к обучению в школе, Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, Работа с кадрами, Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью, Преемственность в работе детского сада и школы, Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ.

Анализ — это метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта посредством логической абстракции.

Анализ результатов. Любая проблема обнаруживает себя как несоответствие "того, что есть" "тому, что требуется". Поэтому сначала следует ответить на вопрос: "Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы детского сада?" Эти требования задаются в социальном заказе дошкольному учреждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, орган управления).

Затем требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.

Анализ воспитательно-образовательного процесса. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос, из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение результатов и требований программы (или социального заказа), и указать степень несоответствия ("сильно", "средне", "слабо").

Анализ условий. Здесь предполагается ответить на вопрос: "Недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательно-образовательного процесса?" (Кадры, научно-методическое обеспечение, материальная база и т.д.)

Завершая анализ, необходимо выделить перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.