logo
все билеты

1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.

К работе дошкольных учреждений на современном этапе предъявляются высокие требования. В связи с этим актуальным является вопрос контроля над качеством осуществляемой детскими учреждениями образовательной деятельности, соответствия ее предъявляемым требованиям государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования. С другой стороны, актуальными являются и вопросы своевременного выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта дошкольных учреждений.

Одним из действенных регуляторов качества образовательного процесса является инспекционно-контрольная деятельность.

Инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях направлена на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образовательного учреждения.

Под инспектированием понимается проведение органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.

Основными задачами инспектирования являются:

- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;

Организационные виды, формы и методы инспектирования

В соответствии с целями и задачами организационными формами инспектирования являются надзор и контроль.

Инспектирование в форме надзора — проверка проводится:

Методом надзора является изучение документации (документальный контроль).

Инспектирование в форме контроля — проверка результатов деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно- правовую силу.

Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие достижению цели инспектирования.

Инспекционный контроль в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции централизованной бухгалтерией органа управления образованием, проводящей инспектирование соответствующих функций.

Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.

Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется по запросам организаций и должностных лиц с целью их консультирования и проверки правомерности и правильности их управленческих решений, без принятия мер административного воздействия к должностным лицам.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает:

- постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования;

- сбор, системный учет, обработку и анализ, а также обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объекту инспектирования и совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.

Инспектирование сопровождается инструктированием — обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.

По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится:

- образовательных учреждений — тематические проверки (одно направление деятельности) или комплексные проверки (два и более направлений деятельности);

- должностных лиц — тематические и комплексные проверки.

Комплексная проверка — наиболее объемный и сложный вид инспекторского контроля.

Комплексная проверка дошкольных учреждений проводится не реже одного раза в пять лет. Продолжительность инспектирования детского сада зависит от количества групп в них, но не должна превышать десять дней.

К инспектированию могут привлекаться заведующие, воспитатели, медицинские сестры дошкольных учреждений, работники городских методических кабинетов и другие квалифицированные специалисты.

Основными методами и приемами инспектирования являются наблюдение и анализ занятий, прогулок, игр, различных режимных моментов, проверка знаний детей, их умений и навыков, анализ детских работ, ознакомление с документацией дошкольных учреждений (планами работы заведующей, воспитателей, родительского комитета, протоколами совещаний, книга ми учета детей и другими материалами), беседа с руководителями и воспитателями.

Результаты инспекторской проверки оформляются актом, служебной запиской или аналитической справкой, содержащими обоснованные выводы и конкретные предложения по улучшению работы.

Основные вопросы, подлежащие проверке:

- учебно-воспитательная работа в учреждении, выполнение программы воспитания, качество знаний, умений и навыков детей, методы работы воспитателей;

- выполнение плана работы (численность детей, комплектование групп, посещаемость и т.д.);

- стиль руководства учреждением, осуществление контроля за состоянием учебно-воспитательной работы со стороны заведующего и старшего воспитателя;

Выводы инспектора о состоянии работы дошкольного учреждения и предложения по ее улучшению оглашаются при проведении педагогического совета.

Тематическая проверка — одна из форм контроля, целью которой является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по определенной проблеме.

План проведения тематической проверки включает:

- состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

- анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.