logo
все билеты

Факторы определяющие социально-психологический климат

  • Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в кол­лективе. Попробуем их перечислить.

  • Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культур­ных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни об­щества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

  • Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в рас­пределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональ­ный, этнический) и т.д.

  • Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудо­ванное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовле­творенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятно­го СПК.

    Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой,

    соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворен­ность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отноше­ний в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

    Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответ­ственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмо­циональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.

    Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распреде­ления полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечет­кое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профес­сиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

    Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участни­ков. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаи­модействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди под­ходят друг другу "как ключ к замку". Условием и результатом совместимости является меж­личностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужден­ное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

    На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

    Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социаль­но-психологический :

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5