2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.
Учебный округ представляет собой составляющую государственно-общественной системы образования, ее территориальную подсистему. Выделение в системе образования учебных округов вызвано необходимостью лучшего учета образовательных запросов населения, актуальных и перспективных потребностей социально-экономического и социокультурного развития территории. В большинстве случаев границы учебных округов совпадают с административными границами территорий.
Учебный округ представляет собой форму объединения учебных заведений всех типов, а также органов управления. Округ — это объединение открытого типа, призванное решать задачи координации образовательной и научной деятельности с целью повышения качества образования в регионе. Это средство консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (ДОУ — школа — вуз — учебное подразделение повышения квалификации и переподготовки кадров), так и по горизонтали (в контакте с учебными заведениями других округов и с федеральным центром).
Специфика учебного округа в том, помимо вертикальных, субординационных (ведомственных) связей реализуется значительный объем горизонтальных, координационных (межведомственных и иных) связей. В условиях инновационного развития объем и интенсивность горизонтальных связей возрастают. Основной механизм количественного роста горизонтальных связей состоит в специфичном для территориальной образовательной системы процессе создания образовательных комплексов: "школа-ДОУ", "школа-УДО (учреждения дополнительного образования)", "школа-вуз" и т.п. Однако в территориальной образовательной системе постоянно возникают и комплексные социально-образовательные потребности. Результатом этого становится создание "культурно-образовательных", "научно-образовательных", "медико-образовательных", "спортивно-образовательных" и других социально-образовательных комплексов. То есть, в учебном округе инновационному проекту всегда соответствует тот или иной комплекс социально-образовательных связей. Реализация динамичной системы инновационных проектов является адекватным инструментом управления развитием учебного округа по приоритетным для территориального сообщества направлениям.
К основным задачам учебного округа отнесена реализация государственной политики в сфере образования с учетом региональной специфики.
Среди важнейших задач округа — гибкое реагирование на потребности региона в кадрах (модернизация существующих и открытие новых специальностей, дальнейшее развитие системы переподготовки кадров).
Технология управления кадрами образовательных учреждений в учебном округе представляет совокупность человеческих, материальных, технологических, информационно-правовых и других взаимосвязанных компонентов и включает три уровня управления: управление территориальной образовательной системой; управление муниципальной образовательной системой; управление внутри образовательного учреждения, а также уровень регулирования, на котором осуществляется диалог между этими системами.
Технология циклически реализует ряд последовательных шагов, ресурсно и организационно поддерживающих деятельность образовательных учреждений в учебном округе: изучение потребностей образовательных учреждений в кадрах; оснащение образовательных учреждений педагогическими ресурсами; мониторинг кадровой политики образовательных учреждений; сбор и анализ информации об эффективности кадровой политики образовательных учреждений; регулирование кадровой политики образовательных учреждений на основе результатов анализа.
Результативность организации и управления кадрами образовательных учреждений в учебном округе определяется следующими показателями: позитивными изменениями во внутренней и внешней среде учебного округа; степенью согласованности и единством действий управления территориальной образовательной системой и образовательными учреждениями; уровнем развития учащихся, уровнем профессионального развития педагогических кадров; позитивным отношением родительской общественности, педагогических коллективов к результатам деятельности образовательных учреждений; целостностью системы управления кадрами образовательных учреждений в учебном округе.
Перспективы работы над решением кадровых проблем учебных округов достаточно широки. Рассмотрим проблемы, рано или поздно подлежащие решению в ходе реализации Программы модернизации педагогического образования, — дисбаланс между кол-вом выпускаемых педагогических кадров и потребностью в них; совместительство, превышающие иногда всякую меру; вопрос об педагогах с возрастом, далеко превышающим пенсионный; массовая переквалификация педагогов тех специальностей, спрос на которые падает и др.
Внедрение механизмов цивилизованного регулирования рынка педагогического образования впереди, а административно-государственные рычаги планирования работают разве что на уровне отдельных педвузов и педучилищ. До последнего времени практически ничего нельзя было сказать о том, насколько реальные потребности учебных округов в педагогических кадрах удовлетворяются (или не удовлетворяются) системой непрерывного педагогического образования. Более того, выявлена различная степень несоответствия между потребностью в педагогических кадрах и их подготовкой для различных учебных округов.
Конечно, не решив социального блока проблем, сопровождающих трудоустройство молодого специалиста, невозможно рассчитывать на полноценное кадровое обеспечение учебного округа. Но, с другой стороны, ситуацию можно отнести и к разряду случаев социального иждивенчества. Основная масса выпускников вузов обучается за государственный счет, но интересы этого государства в итоге игнорируются. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников, с одной стороны, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы, с другой стороны, приводят к распылению государственных и кадровых ресурсов. Выпускник, не работающий по специальности в течение 3 лет, практически полностью теряет квалификацию. В результате — миллиарды рублей выбрасываются государством на ветер.
О том, насколько нерациональна такая подготовка специалистов, говорить не приходится. С другой стороны, недостаток кадров в образовательных учреждениях, в свою очередь, приведёт к увеличению и без того большой удельной нагрузки педагога, и следовательно — к дальнейшему снижению качества обучения и воспитания.
Наконец, предстоит приступить к широкому и всестороннему анализу качественных показателей кадровой проблемы общею образования: начиная от мотивации педагога к своему профессиональному труду и завершая динамикой отношения общества и различных его групп к педагогической профессии.
Такое положение дел требует серьезного внимания, вмешательства и координации. Без комплексных целевых программ решить кадровую проблему в учебном округе невозможно.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.