1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
Добиться максимальной результативности труда невозможно без учета человеческого фактора, различных психологических аспектов психологической трудовой деятельности. Психология помогает решать ряд основных задач в сфере работы с персоналом.
По определению адаптация персонала — это приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде. Для чего нужна адаптация новых сотрудников? Прежде всего, она необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе. Надо заметить, что адаптация — процесс обоюдный: человек приспосабливается к новой для него организации, организация приспосабливается к новому для неё человеку. И от того, насколько гладко пройдёт этот процесс во многом зависит дальнейшая продуктивность, как нового сотрудника, так и его коллег.
Таким образом, адаптация персонала является основой для построения сплоченного и продуктивно работающего коллектива.
Адаптация работника может осуществляться с помощью должностных лиц, наставников, оказывающих помощь новому работнику.
С первых дней новый сотрудник получает свое новое рабочее место, которое должно быть максимально адаптировано под него.
Руководитель должен ознакомить нового сотрудника с его непосредственными обязанностями, рассказать о компании, познакомить с коллективом. Кроме того, успешные руководители находят время для наблюдения над работой сотрудника и оказания необходимой помощи или дать консультацию в решении возникших проблем. Таким образом развивается будет развиваться доверие и уважение к руководителю.
Руководитель, наставник или другое должностное лицо, оказывающее помощь новому работнику, должен ознакомить нового сотрудника с особенностями корпоративной культуры компании, проводить ознакомительные экскурсии по отделам организации или предприятия, рассказать об истории компании, выдать памятку. Также необходимо рассказать о социальных программах организации и возможностях для карьерного роста и развития сотрудника в будущем.
Руководитель, наставник или другое должностное лицо, оказывающее помощь новому работнику, должны наблюдать за новобранцами весь период адаптации, стараться сделать все, чтобы адаптация персонала в новом коллективе проходила как можно более гладко.
Задача руководства — исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, построить такую систему мотивирования и стимулирования персонала,
которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива.
Мотивация — это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимулы — это объективные, т.е. внешние по отношению к человеку, воздействия, которые должны побуждать его к определенному трудовому поведению, вызывать его трудовую активность. Они являются основой возникновения и существования мотивов трудовой деятельности.
Рассмотрим разницу между понятиями "стимулирование" и "мотивация".
Система стимулирования определяется на предприятии, исходя из его возможностей, целей и степени профессионализма руководителей. То есть, относительно отдельного работника, группы или коллектива стимулы выступают как внешние побудители в труде, деятельности, работе.
Мотивация относится к внутренним побудителям отдельного человека/работника (индивидуальная мотивация), группы или коллектива (групповая, коллективная мотивация).
Исходя из такого понимания стимулирования и мотивации, мы выходим на их соотношение в практике управления предприятием.
Соотношение первое: чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, чем сильнее её действие и тем выше эффективность стимулов.
Соотношение второе (или обратное): чем меньше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, чем слабее её действие и тем ниже эффективность стимулов.
Все методы (средства) стимулирования можно разделить на следующие группы.
Негативные — неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
Денежные — заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
Натуральные — покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
Моральные — грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны.
Патернализм (забота о работнике) — дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
Организационные — условия работы, ее содержание и организация.
Привлечение к совладению и участию в управлении.
Получив стимул, человек\группа\коллектив прореагирует на него в соответствии со своими мотивациями.
Становится очевидным, что необходимо систематическое изучение мотивации работников и в этой связи разработка мероприятий по совершенствованию системы стимулирования.
Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности.
Индивидуальный стиль трудовой деятельности — "свой почерк" в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.
Следует иметь в виду, что полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как "положено" (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).
Структуру индивидуального стиля трудовой деятельности можно представить следующим образом. Индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований. В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции. Своеобразие выполнения трудовых действий, их соотношение и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего личностного и нейродинамического уровней. В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор самооценки и установки. Они позволяют осуществлять направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня).
Учет и формирование индивидуального стиля теснейшим образом связаны с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности.
Под расстановкой персонала в организации понимается целесообразное распределение наличных работников по подразделениям и рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями работников — с другой.
При решении этой задачи следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ, а для определения такой пригодности необходимо, с одной стороны, установить требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой — принять во внимание индивидуальный стиль деятельности и другие личные качества работников.
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.