1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение.
Автор теории стресса Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может стать причиной стресса. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека.
Стресс — это комплексный процесс, он включает непременно и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы, сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.
Продуктивные функции стресса заключаются в том, что стресс дан нам природой как глобальный механизм мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникающих затруднений. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования.
Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические. В зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным.
Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. "Группу риска" составляют три профессиональные сферы — это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Кроме того, в любой работе бывают стрессовые ситуации: неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-то дел, спешка; конфликт с начальником или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость; слишком высокая или слишком низкая ответственность; скука и т.д.
Динамика стресса. Теория стресса Селье включает три фазы:
Первая — фаза тревоги: осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Однако, на первой фазе он справляется с нагрузкой без глубинных структурных перестроек. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. К концу первой фазы у людей наблюдается некоторое повышение работоспособности.
Вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — фаза стабилизации. На этой стадии помимо усиления энергетической мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования. Однако если затруднение не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию — истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации.
- Третья фаза — истощение.
Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния (неврозы). Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. — все это укоренившиеся проявления последствий стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству.
Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента:
- собственно эмоциональная истощённость — состояние, заключающееся в "уплощённости" эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой);
- цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к клиенту, ученику, пациенту и пр., усмотрение в нём не живого человека, а лишь "организма", объекта определённых действий;
редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.
Перечисленные три компонента составляют "ядро" синдрома эмоционального выгорания.
Профессиональный стресс может протекать не только в виде своей "основной клинической формы" (эмоциональная истощённость, цинизм, редукция профессиональных достижений), но и в разнообразных маскированных (ларвированных), либо "конвертированных" (соматизированных) формах.
Типичнейшей из маскированных форм протекания профессионального стресса, особенно у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типов является т.н. "трудоголизм" — замещение профессиональной деятельностью всех сфер жизни. В таких случаях увеличение удельного веса профессиональной деятельности по сравнению с другими сферами жизни — досуговой, семейной, культурной и пр. — вызвано попытками компенсировать недостаточную удовлетворённость результатами своего труда, субъективно интерпретируемую как следствие недостаточности трудовых усилий.
Помимо обычных форм протекания ("цинической" и "трудоголической"), профессиональных стресс может принимать и соматизированные формы, во многом сближающиеся в своих клинических проявлениях с "классическими" психосоматическими заболеваниями. Иными словами, профессиональный стресс может приводить к функциональным — а в особо запущенных случаях и к органическим — расстройствам сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, к нейродермитам.
Наконец, чрезвычайно важной формой протекания профессионального стресса может быть и использование психоактивных веществ, в типичном случае — алкоголя. Очевидно, что в таких случаях психоактивные вещества используются в качестве своеобразного "самолечения".
Выделяют два основных пути профилактики профессионального стресса:
"Помоги себе сам". Используя методы саморегуляции, релаксации человек может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.
Профессиональная помощь в профилактике и преодолении профессионального стресса. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей учреждений и психологов.
Существуют три направления профилактики профессионального стресса:
Информирование. В настоящее время люди плохо осведомлены о признаках и причинах профессионального стресса. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения, но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. Доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Необходимо проинформировать людей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека.
Эмоциональная поддержка. В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.
Создание системы дел, повышающих значимость работы профессионала. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание людей возлагают на их руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника.
Способы преодоления стресса
Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы стресса (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
Сделав правильный вывод можно попытаться что-то изменить в жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).
Ослабить профессиональный стресс можно, если:
Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
Научиться планировать своё время. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
Побольше общения и с коллегами, и с друзьями.
Необходимо переключаться на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
Вне работы о работе стараться не говорить.
Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
- Использовать различные способы расслабления, восстановления душевного равновесия и психического спокойствия (релаксация, правильное питание, йога, массаж, ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия, лекарственные настои, использование биоэнергетики окружающего мира — планет, растений, животных и т.д.).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.