2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Государственная АККРЕДИТАЦИЯ ДОУ включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.
Содержание и методы деятельности экспертов в каждом случае определяются спецификой экспертизы ДОУ, особенностями конкретного образовательного учреждения, запросами со стороны заказчика, готовностью всех участников экспертной ситуации к продуктивному взаимодействию. Согласно нормативно — правовым актам в процессе экспертизы осуществляется исследование и оценка деятельности ДОУ на соответствие государственным образовательным стандартам, а сам процесс экспертизы включает два этапа два этапа: первый этап — самоанализ; второй — работа экспертной комиссии. Система критериев комплексного анализа и оценки деятельности ДОУ касается содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; кадрового обеспечения педагогического процесса; организации деятельности; материально-технических и медико-социальных условия пребывания детей в ДОУ.
Специфика требований к деятельности ДОУ определяется целями дошкольного образования, закреплёнными в государственных образовательных стандартах как признание самоценности дошкольного возраста, его роли в развитии личности и влияет на содержание и выбор методов исследования. Отличительная особенность экспертизы ДОУ в том, что объектом исследования и оценивания является деятельность педагогических работников по созданию психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей. Уровень подготовленности ребёнка к школе, его знания, умения, навыки, уровень личностного развития не диагностируется. Знания в этом возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса. Это и определяет особенности экспертизы деятельности ДОУ.
Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др.
Сроки, форма (место и организационные условия) проведения экспертизы и её продолжительность, а также технологии и критерии определяются органом управления образованием, организующим проведение экспертизы.
С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия во время работы в дошкольном образовательном учреждении изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения:
программы и педагогические технологии;
взаимодействие участников педагогического процесса;
максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения. К началу экспертизы руководитель ОУ готовит:
1) Оригиналы основных документов: уставные документы; документы, подтверждающие право пользования зданием и участком; лицензии; паспорт готовности к новому учебному году; акт замера сопротивления изоляции; акты СЭН, ГПН; документация по охране труда; учебные планы (в т.ч. на дополнительное образование);
2) Книгу учета и движения педкадров (личные дела педагогов).
Комиссия проводит экспертизу реализуемых образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности ДОУ, необходимых для определения его вида и категории. Особое внимание при экспертизе уделяется вопросам, которые непосредственно могут влиять на качество образования в дошкольном учреждении:
качеству устава, локальных актов, образовательной программы, их соответствию требованиям законодательства (в т. ч. в части соблюдения прав участников образовательного процесса), виду ДОУ, направленности заявленной образовательной программы;
организации деятельности, обеспечению стабильного функционирования ДОУ, реализации планов текущего и стратегического характера-, учету направленности заявленной образовательной программы в планировании, в контрольноаналитической деятельности;
методическому обеспечению воспитательнообразовательного процесса, объему имеющихся учебнометодических комплексов;
- соответствию кадрового обеспечения, материальнотехническим и медико-социальным условиям, уровню и направленности образовательной программы, показателям деятельности ДОУ;
- созданию условий для максимального удовлетворения запросов родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности дошкольного образовательного учреждения, нормативной правовой документации; анализ программного, учебнометодического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметноразвивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др.
Всеми членами комиссии выносится обобщенная оценка по нескольким оцениваемым направлениям: уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности, уровню организации предметноразвивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы, характеру взаимодействия педагогов с детьми.
По результатам экспертизы члены комиссии оформляют экспертные заключения. На основании экспертных заключений и сведений о дошкольном учреждении по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы:
об уровне и направленности реализуемой образовательной программы;
о соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории.
При необходимости комиссия по государственной аккредитации дает дополнительные рекомендации по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.