logo
ЛИТ-РА ПО Введение в дефектологию / Введение в дефектологию / Фадина Г

4.3.2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями

Нравственное воспитание — это целенаправленное воспитание личности ребёнка. Нравственные качества являются приобретёнными за счёт воздействия социальной среды.

Дети с ограниченными возможностями испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности. Причинами нравственного недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искажённость практического опыта.

В основу нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями должна быть положена мысль о сложности аномального развития, о сензитивности к обучению и воспитанию, к появлению ВПФ.

Нравственное воспитание в дошкольном учреждении предполагает использование совместной деятельности в процессе объяснений нравственных категорий, эмоционального одобрения правильного поведения. Детей приучают анализировать свои поступки, оценивать нравственные ситуации, контролировать поведение и деятельность. Педагоги формируют способности детей к эмпатии, гуманизму.

Содержание нравственного воспитания:

1. Формирования нравственных чувств, эмоциональности.

2. Формирование нравственного алгоритма действий в разных ситуациях.

3. Формирование нравственных представлений и их реализация на практике.

В детских садах оказывается нравственно-педагогическое воздействие на детей: их учат здороваться при встрече, действовать по словесной инструкции, пользоваться вежливыми словами, знакомят с правилами поведения.

Дети склонны к подражанию, поэтому важную роль играет пример взрослого, который является для ребёнка образцом.