3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях
Эта работа должна учитывать возрастные особенности, мотивационные черты личности и структуру дефекта в контексте коррекционо-педагогической работы.
Амплификация детского развития происходит в условиях, позволяющих максимально реализовать потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями.
В качестве педагогических условий психического развития можно выделить учёт психолого-возрастных особенностей детей, реализацию педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребёнка.
Развивающая среда — это комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительной динамике познавательного, эмоционального и личностного развития в организованном пространстве креативного поля. Среди них мы выделяем следующие:
1. Образовательное пространство: система занятий по речевому, сенсорному, интеллектуальному и физическому развитию, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону потенциального развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения.
2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.
3. Коррекционно-развивающее пространство: коррекция речевого развития, познавательного развития, эмоционального и личностного развития; система развивающих занятий, упражнений и игр.
4. Техническое пространство: компьютерное обучение, программы компьютерной диагностики и коррекции, индивидуальные технические средства коррекции.
Развивающая среда предполагает вариативность в зависимости от нарушения в развитии. Дошкольные учреждения специально оборудуются с учётом категории детей с отклонениями в развитии.
Детям с нарушением зрения выделяют оптические и неоптические средства коррекции: светозащитные устройства, компьютеры по системе Брайля, проекционные аппараты, книги с крупным шрифтом и «говорящие книги», лупы, очки, линзы, пишущие машинки и т.д.
Детям с нарушением слуха разработана компьютерная программа «Видимая речь», звуковая аппаратура, программы с сурдопереводом. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены специальные дорожки, лифты, средства передвижения, двигательные тренажёры, сенсорная стимуляция.
Для детей с интеллектуальными нарушениями используется комплексное тестирование с последующей компьютерной обработкой результатов на основе разнонаправленных методик: матрицы Равена, тест Д. Векслера, интеллектуальный тест Р. Кеттелла, цветовой тест М. Люшера, фрустрационный тест С. Розенцвейга, методика определения готовности к школе, курс развития творческого мышления и т.д.
Очень важно создать условия для коррекции и компенсации нарушенных психических функций в структуре развивающей среды. При построении развивающей среды необходимо учитывать уровень развития детей, степень их информированности и зону ближайшего развития.
- Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
- О г л а в л е н и е
- Введение
- Структура программы
- Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- Раздел 2. Дидактика специального образования
- Раздел 3. Организация специальной работы в доу
- Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа
- Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- 1.2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики
- 1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук
- 1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики
- 1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики
- Тема 2. Технология специального образования
- 2.1. Принципы специального образования
- 2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания
- 2.3. Формы организации обучения
- 2.4. Средства специального образования
- 2.5. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями
- Тема 3. Организация специальной работы в доу
- 3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- 3.2. Цели и задачи специальной работы
- 3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях
- 3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1.1. Задачи физического воспитания
- 4.1.2. Физическое воспитание в раннем возрасте
- 4.1.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.2.1. Задачи умственного воспитания
- 4.2.2. Средства умственного воспитания
- 4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.1. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.3. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
- Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа
- 5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости
- 5.2. Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- 5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии
- 5.4. Комплексная работа при дцп
- 5.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
- 5.6. Коррекция эмоциональных расстройств
- Методические рекомендации к проведению практических занятий Тема: Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Заключение
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика»
- Список дополнительной литературы
- Краткий терминологический словарь
- Приложения
- Галина Валерьевна Фадина Специальная дошкольная педагогика
- 412300, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.