logo
ЛИТ-РА ПО Введение в дефектологию / Введение в дефектологию / Фадина Г

3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях

Эта работа должна учитывать возрастные особенности, мотивационные черты личности и структуру дефекта в контексте коррекционо-педагогической работы.

Амплификация детского развития происходит в условиях, позволяющих максимально реализовать потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями.

В качестве педагогических условий психического развития можно выделить учёт психолого-возрастных особенностей детей, реализацию педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребёнка.

Развивающая среда — это комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительной динамике познавательного, эмоционального и личностного развития в организованном пространстве креативного поля. Среди них мы выделяем следующие:

1. Образовательное пространство: система занятий по речевому, сенсорному, интеллектуальному и физическому развитию, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону потенциального развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения.

2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3. Коррекционно-развивающее пространство: коррекция речевого развития, познавательного развития, эмоционального и личностного развития; система развивающих занятий, упражнений и игр.

4. Техническое пространство: компьютерное обучение, программы компьютерной диагностики и коррекции, индивидуальные технические средства коррекции.

Развивающая среда предполагает вариативность в зависимости от нарушения в развитии. Дошкольные учреждения специально оборудуются с учётом категории детей с отклонениями в развитии.

Детям с нарушением зрения выделяют оптические и неоптические средства коррекции: светозащитные устройства, компьютеры по системе Брайля, проекционные аппараты, книги с крупным шрифтом и «говорящие книги», лупы, очки, линзы, пишущие машинки и т.д.

Детям с нарушением слуха разработана компьютерная программа «Видимая речь», звуковая аппаратура, программы с сурдопереводом. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены специальные дорожки, лифты, средства передвижения, двигательные тренажёры, сенсорная стимуляция.

Для детей с интеллектуальными нарушениями используется комплексное тестирование с последующей компьютерной обработкой результатов на основе разнонаправленных методик: матрицы Равена, тест Д. Векслера, интеллектуальный тест Р. Кеттелла, цветовой тест М. Люшера, фрустрационный тест С. Розенцвейга, методика определения готовности к школе, курс развития творческого мышления и т.д.

Очень важно создать условия для коррекции и компенсации нарушенных психических функций в структуре развивающей среды. При построении развивающей среды необходимо учитывать уровень развития детей, степень их информированности и зону ближайшего развития.