Структура программы
Введение
Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
1.1. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики.
1.2. Научные основы специальной дошкольной педагогики.
1.3. Этапы развития специальной дошкольной педагогики.
1.4. Основные понятия специальной дошкольной педагогики.
Раздел 2. Технология специального образования
2.1. Принципы, методы и приёмы, средства специального образования.
2.2. Формы организации обучения.
2.3. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии проблемных детей.
2.4. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями.
Раздел 3. Организация специальной работы в ДОУ
3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития.
3.2. Цели и задачи, приёмы специальной работы.
3.3. Ранняя диагностика отклонений в развитии.
Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
4.1. Задачи физического воспитания.
4.2. Физическое воспитание в раннем возрасте.
4.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.
Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
5.1. Задачи трудового воспитания.
5.2. Содержание трудового воспитания.
5.3. Методы и приёмы трудового воспитания.
5.4. Роль трудового воспитания в психическом развитии детей с ограниченными возможностями.
Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
6.1. Задачи и содержание нравственного воспитания.
6.2. Особенности нравственного воспитания детей с задержками в развитии, с нарушениями поведения в ДОУ.
6.3. Методы и приёмы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями.
6.4. Роль нравственного воспитания в полноценном личностном развитии детей.
Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
7.1. Задачи и подходы эстетического воспитания.
7.2. Средства эстетического воспитания.
7.3. Методы и приёмы эстетического воспитания.
Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
8.1. Задачи умственного воспитания.
8.2. Средства умственного воспитания.
Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа
9.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости.
9.2. Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР.
9.3. Логопедическая работа при ТНР.
9.4. Комплексная работа при ДЦП.
9.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях.
9.6. Коррекция эмоциональных расстройств.
Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
10.1. Психолого-педагогическое исследование интеллектуально-эмоционального и личностного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
10.2. Интегративная диагностика психического развития детей с ограниченными возможностями.
10.3. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа.
Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
11.1 Готовность детей с ограниченными возможностями к школьному обучению.
11.2. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
11.3. Формирование психологической готовности детей с проблемами в развитии к школьному обучению.
11.4. Предупреждение трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями.
Содержание учебного курса
Введение
Характеристика состояния здоровья детей в период раннего и дошкольного детства. Проблемы роста аномалий в развитии детей на современном этапе. Психолого-педагогическая поддержка ребёнка в дошкольном образовании.
Место и роль дошкольных педагогов в решении проблем адаптации детей с ограниченными возможностями. Дифференциальная диагностика и реализация коррекционно-развивающих программ для достижения необходимого уровня готовности детей к школьному обучению.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в ДОУ. Подготовка педагогов дошкольного образования на междисциплинарной основе с целью обеспечения полноценного развития и обучения детей с учётом их индивидуальных характеристик в условиях ДОУ.
- Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
- О г л а в л е н и е
- Введение
- Структура программы
- Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- Раздел 2. Дидактика специального образования
- Раздел 3. Организация специальной работы в доу
- Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа
- Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- 1.2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики
- 1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук
- 1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики
- 1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики
- Тема 2. Технология специального образования
- 2.1. Принципы специального образования
- 2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания
- 2.3. Формы организации обучения
- 2.4. Средства специального образования
- 2.5. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями
- Тема 3. Организация специальной работы в доу
- 3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- 3.2. Цели и задачи специальной работы
- 3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях
- 3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1.1. Задачи физического воспитания
- 4.1.2. Физическое воспитание в раннем возрасте
- 4.1.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.2.1. Задачи умственного воспитания
- 4.2.2. Средства умственного воспитания
- 4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.1. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.3. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
- Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа
- 5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости
- 5.2. Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- 5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии
- 5.4. Комплексная работа при дцп
- 5.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
- 5.6. Коррекция эмоциональных расстройств
- Методические рекомендации к проведению практических занятий Тема: Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Заключение
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика»
- Список дополнительной литературы
- Краткий терминологический словарь
- Приложения
- Галина Валерьевна Фадина Специальная дошкольная педагогика
- 412300, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.