Приложения
Приложение №1
Схема исследования детей дошкольного возраста
1. Психологический анамнез: паспортные данные ребёнка, данные медицинской диагностики (слух, зрение, состояние здоровья, результаты психоневрологического исследования), сведения о раннем развитии ребёнка (пренатальный, натальный и постнатальнй периоды развития), сведения о социальном развитии ребёнка (данные о родителях, материально-бытовых условиях жизни, сведения о воспитании).
2. Собственно психологическое обследование:
Сюжетно-ролевая игра: интерес к игровой деятельности, использование перцептивно-интеллектуальных действий, вербализация игровых действий, организующая помощь взрослого.
Речевая деятельность: понимание речи, объём пассивного и активного словаря, исследование фонематического слуха и восприятия, связность речи, умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать тексты, умение использовать разнообразные части речи, анализ семантического поля и лексических связей.
Интеллектуальная деятельность: наглядные формы мышления, словесно-логические операции, способ деятельности, произвольность психических процессов, объём помощи и уровень обучаемости.
Изобразительная деятельность: сформированность изобразительных навыков, системы сенсорных эталонов, состояние мелкой моторики, анализ эмоциональных переживаний и личностного развития детей.
3. Особенности личностного, коммуникативного и эмоционального развития (по результатам наблюдений): эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональные реакции, индивидуальные особенности развития темперамента, характерологические черты личности по типу активности и реактивности, особенности поведения в группе, характер межличностных взаимодействий, социальный статус личности.
4. Психологическое заключение: особенности актуального развития детей в разных видах деятельности, коррекционно-педагогические мероприятия, методические рекомендации специалистам дошкольного образования.
Приложение №2
Программа диагностики психологического развития детей дошкольного возраста
Беседа с ребёнком с целью оценить дифференцированность запаса сведений об окружающем мире и социальной позиции ребёнка.
Исследование понимания инструктивной речи взрослого.
Исследование невербальных психических процессов: свойств внимания (методика Пьерона — Рузера); зрительной памяти (методика Рыбакова); дифференцированности восприятия (лото Когана); наглядных форм мышления (доски Сегена, матрицы Равена).
Исследование вербальных психических процессов: логической (10 слов по А.Р. Лурия) и опосредованной (пиктограмма) памяти; исследование словесно-логических операций: сравнение, обобщение, классификация (4 лишний, последовательность событий, субтест на логическое мышление Векслера).
Оценка эмоционального развития (проективные методики, цветовой тест отношений, эмоциональная цветопись Лутошкина).
Оценка личностного развития (исследование самосознания, самооценки, произвольности, креативности, детской компетентности).
Оценка сформированности учебных навыков (саморегуляция, планирование, навыков продуктивной деятельности).
Приложение №3
Схема исследования психологической готовности к школьному обучению
Исследование восприятия: формы, цвета и величины.
Исследование внимания: устойчивости, переключения и распределения.
Исследование памяти: приёмов запоминания, доминирование типа памяти, произвольности, точности воспроизведения и работоспособности.
Исследование мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
Исследование эмоционального развития: устойчивость, эмоциональное состояние, склонность к неадекватным реакциям, эмоциональная регуляция.
Приложение № 4
Программа диагностики психологической готовности детей к школе.
Субтесты | Протокол тестировая | Уровни | Баллы |
| ||||||
1. Методика С. Лиепинь |
| н | с | в | 1 | 2 |
|
| ||
2. Методика Д.Е. Рыбакова |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3. Тест Когана |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4. Исследование мыслительной деятельности: а) б) в) г) д) е) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5. Тест «Запрещенные слова» |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
6. Методика Эббингауза а) б) в) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
7. Решение учебной задачи |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
8. Тест «Палочки-крестики» |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Методика А.Н.Лутошкина |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов
Общий уровень
Вывод
Приложение № 5
Психолого-педагогическая карта
1. Интеллектуальная деятельность | Уровни развития | ||
низкий | средний | высокий | |
1. Восприятие |
|
|
|
2. Внимание |
|
|
|
3. Память |
|
|
|
4. Схематическое мышление |
|
|
|
5. Словесно-логическое мышление |
|
|
|
Общий уровень развития
2. | |||
Речь |
|
|
|
1. Звукопроизношение |
|
|
|
2. Фонематический слух |
|
|
|
3. Словарь |
|
|
|
4. Лексика |
|
|
|
5. Грамматика |
|
|
|
6. Связная речь |
|
|
|
Общий уровень развития |
3.
Зоны эмоционального самочувствия | Цветосимволы | Общий эмоциональный фон настроения | |||||
красный | зеленый | серый | черный | корич невый | белый | ||
1. Игра |
|
|
|
|
|
|
|
2. Занятие |
|
|
|
|
|
|
|
3. Семья |
|
|
|
|
|
|
|
4. Друзья |
|
|
|
|
|
|
|
5. Воспитатель |
|
|
|
|
|
|
|
6. Группа |
|
|
|
|
|
|
|
7. Школа |
|
|
|
|
|
|
|
4. Особенности поведения:
1. Уравновешенный
2. Возбудимый
3. Заторможенный
Компоненты готовности | Уровни развития | ||
низкий | средний | высокий | |
1. Интеллект |
|
|
|
2. Речь |
|
|
|
3. Эмоции |
|
|
|
4. Произвольность |
|
|
|
5. Саморегуляция и самоконтроль |
|
|
|
Общий уровень
Вывод:
План коррекционно-развивающих мероприятий.
Приложение № 6
Психокоррекционная программа формирования психологической готовности детей к школе.
1. Диагностическая часть программы.
Задачи:
1) Определение уровня развития различных свойств внимания, памяти, мышления, речи.
2) Формирование положительной мотивации на работу с педагогом.
3). Создание благоприятного эмоционально-положительного фона настроения.
Структура программы:
исследование таких свойств внимания как устойчивость, переключение и распределение;
исследование процессов памяти;
исследование процессов словесно-логического мышления;
исследование различных компонентов речи;
выявление творческих способностей.
2. Реконструктивная часть программы (развитие и коррекция)
Задачи:
1) Коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов;
2) Формирование сложных процессов на базе совершенствований полноценных психических функций.
3) Психокоррекция основных свойств психических процессов.
Структура программы:
развитие произвольности и основных свойств внимания;
развитие основных свойств внимания и памяти;
развитие опосредственного смыслового запоминания;
коррекция логического запоминания;
формирование словесно-логических операций;
коррекция звуковой и смысловой сторон речевой деятельности;
коррекция эмоциональной сферы ребенка.
3. Закрепляющая часть программы.
Задачи:
1) Закрепить сформированные психологические механизмы.
2) Дальнейшее развитие компонентов психологической готовности.
Структура программы:
включение различных занятий развивающих дидактических игр и упражнений;
включение занятий различных видов продуктивной деятельности;
разработка индивидуальных программ, реализующихся в домашних условиях.
Учебно-методическое издание
- Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
- О г л а в л е н и е
- Введение
- Структура программы
- Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- Раздел 2. Дидактика специального образования
- Раздел 3. Организация специальной работы в доу
- Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа
- Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- 1.2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики
- 1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук
- 1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики
- 1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики
- Тема 2. Технология специального образования
- 2.1. Принципы специального образования
- 2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания
- 2.3. Формы организации обучения
- 2.4. Средства специального образования
- 2.5. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями
- Тема 3. Организация специальной работы в доу
- 3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- 3.2. Цели и задачи специальной работы
- 3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях
- 3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1.1. Задачи физического воспитания
- 4.1.2. Физическое воспитание в раннем возрасте
- 4.1.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.2.1. Задачи умственного воспитания
- 4.2.2. Средства умственного воспитания
- 4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.1. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.3. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
- Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа
- 5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости
- 5.2. Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- 5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии
- 5.4. Комплексная работа при дцп
- 5.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
- 5.6. Коррекция эмоциональных расстройств
- Методические рекомендации к проведению практических занятий Тема: Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Заключение
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика»
- Список дополнительной литературы
- Краткий терминологический словарь
- Приложения
- Галина Валерьевна Фадина Специальная дошкольная педагогика
- 412300, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.