Краткий терминологический словарь
Аффективность — эмоциональное состояние, возникающее под влиянием эмоций отрицательного характера.
Внимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательно направленное на определенный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (целенаправленное) внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключаемость. Противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.
Восприятие— интеллектуальный процесс, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.
Дефект развития— физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.
Деятельность — это целенаправленные действия человека на материальное и духовное обогащение.
Задержка психического развития— одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающейся неравномернойсформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы.
Индивидуальный подход— педагогическое воздействие на конкретного ребёнка с учётом личностного развития.
Интеллектуально-эмоциональная готовность— многогранное развитие личности ребенка, рассматриваемое в двух взаимосвязанных аспектах: 1) интеллектуальном, качественными показателями которого является сформированность познавательной деятельности, и 2) эмоциональном, предполагающем развитие эмоций, воли и сознательности.
Интегрированное обучение— совместное обучение лиц, имеющих физические и психические недостатки и не имеющих их с использованием специальных средств и методов при массовых учебных учреждениях.
Инфантилизм— несоответствие психофизического развития паспортному возрасту ребёнка.
Коррекция — это система медико-педагогических средств, направленных на ослабление или преодоление психофизических недостатков с учётом их компенсаторных возможностей.
Коррекционное обучение— обучение с целью преодоления имеющихся у детей недостатков в психофизическом развитии и обеспечении необходимой подготовки к школьному обучению.
Коррекционно-развивающая работа— система диагностических коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление психофизического недоразвития.
Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Недоразвитие речи— низкий уровень сформированности речевой функции или речевой системы.
Нравственное воспитание— это целенаправленное воспитание личности ребёнка.
Планирование— умение организовать свою деятельность в соответствии с инструкцией и правилами.
Принцип — это устойчивая закономерность, определяющая выбор оптимальных технологий обучения и воспитания.
Произвольность поведения — способность владеть собой, своей внутренней и внешней деятельностью.
Реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Возвращение ребёнка с проблемами в развитии к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей путём устранения недостатков с помощью лечебно-оздоровительных средств и профессиональной подготовки.
Речь — ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.
Самоконтроль— умение сопоставить результаты собственной деятельности с поставленной целью.
Самооценка — оценка различных сторон собственной деятельности.
Трудовое воспитание— это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации.
Физическое воспитание— это целенаправленный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Цереброастения — слабость нервной системы в результате истощаемости нервных клеток.
Этиология — учение о причинах возникновения болезней.
- Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
- О г л а в л е н и е
- Введение
- Структура программы
- Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- Раздел 2. Дидактика специального образования
- Раздел 3. Организация специальной работы в доу
- Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа
- Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- 1.2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики
- 1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук
- 1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики
- 1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики
- Тема 2. Технология специального образования
- 2.1. Принципы специального образования
- 2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания
- 2.3. Формы организации обучения
- 2.4. Средства специального образования
- 2.5. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями
- Тема 3. Организация специальной работы в доу
- 3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- 3.2. Цели и задачи специальной работы
- 3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях
- 3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1.1. Задачи физического воспитания
- 4.1.2. Физическое воспитание в раннем возрасте
- 4.1.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.2.1. Задачи умственного воспитания
- 4.2.2. Средства умственного воспитания
- 4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.1. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.3. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
- Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа
- 5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости
- 5.2. Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- 5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии
- 5.4. Комплексная работа при дцп
- 5.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
- 5.6. Коррекция эмоциональных расстройств
- Методические рекомендации к проведению практических занятий Тема: Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Заключение
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика»
- Список дополнительной литературы
- Краткий терминологический словарь
- Приложения
- Галина Валерьевна Фадина Специальная дошкольная педагогика
- 412300, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.