logo
ЛИТ-РА ПО Введение в дефектологию / Введение в дефектологию / Фадина Г

Краткий терминологический словарь

Аффективность — эмоциональное состояние, возникающее под влиянием эмоций отрицательного характера.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательно направленное на определенный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (целенаправленное) внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключаемость. Противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.

Восприятие— интеллектуальный процесс, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.

Дефект развития— физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.

Деятельность — это целенаправленные действия человека на материальное и духовное обогащение.

Задержка психического развития— одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающейся неравномернойсформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы.

Индивидуальный подход— педагогическое воздействие на конкретного ребёнка с учётом личностного развития.

Интеллектуально-эмоциональная готовность— многогранное развитие личности ребенка, рассматриваемое в двух взаимосвязанных аспектах: 1) интеллектуальном, качественными показателями которого является сформированность познавательной деятельности, и 2) эмоциональном, предполагающем развитие эмоций, воли и сознательности.

Интегрированное обучение— совместное обучение лиц, имеющих физические и психические недостатки и не имеющих их с использованием специальных средств и методов при массовых учебных учреждениях.

Инфантилизм— несоответствие психофизического развития паспортному возрасту ребёнка.

Коррекция — это система медико-педагогических средств, направленных на ослабление или преодоление психофизических недостатков с учётом их компенсаторных возможностей.

Коррекционное обучение— обучение с целью преодоления имеющихся у детей недостатков в психофизическом развитии и обеспечении необходимой подготовки к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа— система диагностических коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление психофизического недоразвития.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Недоразвитие речи— низкий уровень сформированности речевой функции или речевой системы.

Нравственное воспитание— это целенаправленное воспитание личности ребёнка.

Планирование— умение организовать свою деятельность в соответствии с инструкцией и правилами.

Принцип — это устойчивая закономерность, определяющая выбор оптимальных технологий обучения и воспитания.

Произвольность поведения — способность владеть собой, своей внутренней и внешней деятельностью.

Реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Возвращение ребёнка с проблемами в развитии к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей путём устранения недостатков с помощью лечебно-оздоровительных средств и профессиональной подготовки.

Речь — ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.

Самоконтроль— умение сопоставить результаты собственной деятельности с поставленной целью.

Самооценка — оценка различных сторон собственной деятельности.

Трудовое воспитание— это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации.

Физическое воспитание— это целенаправленный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Цереброастения — слабость нервной системы в результате истощаемости нервных клеток.

Этиология — учение о причинах возникновения болезней.