1. Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).
Внимание — это самостоятельное психологическое явление, заслуживающее специального изучения. У внимания имеются свойства, которыми не обладают другие психологические явления, а также врожденный механизм — ориентировочный рефлекс. Учеными выявлены центры внимания, которые связаны с ретикулярной формацией, ответственной за бодрствование. Функцией внимания является избирательный характер сознательной деятельности человека.
Вместе с тем внимание не имеет собственного содержания и представляет собой специфический процесс и состояние, которые определяют динамические особенности познавательных процессов человека (памяти, мышления, восприятия).
Теоретическими признаками понятия «внимание» являются: а) направленность психической деятельности (выделение из окружения значимых для субъекта конкретных явлений, предметов и т. д.); б) сосредоточенность (большая или меньшая углубленность в деятельность). Следовательно, внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или явлении при отвлечении от всего остального.
Причины внимания обнаруживаются и в объекте, и в субъекте. Внимание всегда связано с направленностью личности: изменение отношения к предмету вызывает изменение внимания. Во внимании проявляется связь сознания с предметом: чем активнее сознательная деятельность, тем интенсивнее внимание к объекту.
Теории внимания
Свои трактовки внимания находим в трудах ученого И. П. Павлова. По И. П. Павлову, у внимания есть врожденный «пусковой» механизм — ориентировочный рефлекс «Что такое?», который зависит от уровня активации ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других, с законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одном участке мозга, вызывает торможение в других ее областях или сменяется торможением в данном участке. Участок, в котором возникает иррадиация, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь успешно формируются новые условные связи.
А. А. Ухтомский связывал внимание с доминантным очагом возбуждения (господствующим очагом), который образуется в коре головного мозга при действии раздражителя. Данный очаг усиливается под действием дополнительных раздражителей (он накапливает импульсы, поступающие в нервную систему), тормозит возбуждение в соседних участках и придает поведению человека определенную направленность. Шум дождя, тихо звучащая приятная музыка усиливают очаг возбуждения, содействуя тем самым концентрации человека на выполняемой работе.
По Д. О. Хеббу, продуктивность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения человека. При оптимальном уровне возбуждения наблюдается оптимальный уровень внимания и высокая продуктивность, при низком — человека клонит ко сну, деятельность низко продуктивна. При очень высоких уровнях возбуждения человек переживает дистресс, внимание его рассеянно.
В теории Т. Рибо внимание связано с эмоциями. Интенсивность и продолжительность произвольного (волевого) внимания зависят от интенсивности эмоций, которые вызывает у человека объект внимания. В своей теории моторного внимания основную роль в процессах внимания Т. Рибо отводит движениям. Внимание, всегда связанное с движениями глаз, головы, туловища, сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Специфическим движением является внутренняя речь человека. Движения, их избирательная и целенаправленная активизация концентрируют и усиливают внимание.
С учетом реакций организма Н. Н. Ланге выделял три вида внимания: рефлективное, инстинктивное и волевое. Если рефлективное внимание представляет собой движения, служащие для лучшего восприятия раздражителей, и носит механический характер, инстинктивное вызывается эмоциями любопытства и удивления и совершается без осознания цели, то при волевом внимании, по Н. Ланге, цель и знания о ней заранее известны субъекту.
Советские ученые С. Л. Рубинштейн и Н. Ф. Добрынин отмечали связь внимания с направленностью личности: ее мотивами, потребностями, интересами, идеалами. Н. Ф. Добрыниным было введено в психологию понятие «послепроизвольное внимание».
Грузинский психолог Д. Н. Узнадзе напрямую связывал внимание с установкой. Под влиянием установки человек выделяет определенный образ или впечатление, которые становятся объектом внимания. Этот процесс был назван ученым объективацией.
По П. Я. Гальперину, внимание — это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, это психоло-гическое действие. Контрольная часть действия представлена вниманием. При этом внимание не имеет отдельного результата, внимание только способствует улучшению действия. Произвольное внимание — это планомерно осуществляемое внимание.
Виды внимания
Внимание обслуживает разные виды деятельности, поэтому выделяют разные виды внимания: внешнее как сосредоточенность внимания на предметах и явлениях окружающего мира и внутреннее как сосредоточенность на внутреннем мире, на своих мыслях и чувствах. Учитель должен развивать внешнее внимание учеников, призывая их быть внешне внимательными («Сядьте ровно!», «Посмотрите на картину!»), но при этом не забывать о внутреннем внимании своих воспитанников.
Исследователь И. В. Страхов выделил четыре вида внимательности учеников:
Действительная внимательность. И внешне, и внутренне школьник сосредоточен на объекте познания.
Кажущаяся внимательность. Внешне ученик выглядит внимательным, а в реальности он сосредоточен не на том, что происходит на уроке.
Кажущаяся невнимательность. Внешне ученик невнимателен, а внутренне он сосредоточен на учебной деятельности.
Действительная невнимательность. Причины действительной невнимательности или рассеянности могут быть социальные (конфликт с учителем), физиологические (аденоиды, головная боль) и психологические (страх, отчаяние).
Кроме внешнего и внутреннего внимания, выделяют природное и социально обусловленное внимание. Природное внимание — это врожденная способность сосредотачиваться на стимулах, которые несут в себе элемент информационной новизны. Социально обусловленное внимание формируется у человека при жизни в процессе обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией.
Непосредственное внимание связано с объектом, который управляет вниманием. Опосредствованное внимание управляется специальными средствами (жестами, словами).
Интеллектуальное внимание — это сосредоточенность человека на мыслях. Чувственное внимание — это сосредоточенность на эмоциях и чувствах.
По участию воли в процессах внимания выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание — это внимание, которое возникает само по себе, без волевых усилий и без постановки цели. Произвольное внимание, свойственное только человеку, требует постановки цели и приложения волевых усилий. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного, но в процессе деятельности переходит в непроизвольное внимание.
Условия организации и поддержания непроизвольного внимания:
1. Внешние характеристики раздражителя: сила раздражителя; контрастность раздражителя; подвижность раздражителя (изменение учителем силы голоса привлекает внимание учеников); новизна раздражителя; неожиданность раздражителя.
2. Внутренние характеристики связаны с самим субъектом и со структурой его деятельности: интересы; потребности; установки; эмоции и чувства.
Одно из условий организации и поддержания произвольного внимания — осознание целей и задач деятельности. Учитель создает это условие: а) установкой на запоминание задачи; б) просьбой воспроизвести задачу; в) подведением итогов работы (чему научились? что узнали в процессе урока?). Еще одно условие — формирование косвенных интересов. Учитель объясняет ученикам, где пригодится изучаемая по теме урока информация. К необходимым условиям организации и поддержания произвольного внимания относят формирование чувства долга; создание благоприятных условий для работы (хорошая освещенность помещения, его эстетическое оформление); привычные условия работы (постоянное место работы); контроль (промежуточный, прогностический, итоговый).
Свойства внимания
Внимание имеет отличительные характеристики. Это объем, распределение, переключение и устойчивость.
Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимает человек одновременно за 1 / 10 секунды. Объем внимания имеет возрастную специфику. У младших школьников объем внимания составляет один — два объекта, у подростков — четыре — шесть, у взрослых — пять — семь объектов. Объем внимания связан с техникой чтения. Эта связь взаимообусловленная. При большом объеме внимания лучше техника чтения. И, наоборот, при сформированной технике чтения лучше показатели объема внимания. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточен ученик, а также от его умения связывать и структурировать материал.
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или более объектам при выполнении действий с ними. Чтобы распределение внимания было продуктивным, одно действие должно выполняться человеком автоматически, т. е. оно должно быть хорошо освоено. У младших школьников малый объем внимания и слабое распределение внимания. В связи с этим учителю рекомендуется ставить конкретные задачи перед выполнением учебного задания, содействовать их осознанию учащимися; осуществлять контроль за выполнением задания; советовать ученикам использовать указки при чтении; не демонстрировать одновременно более двух объектов; не задавать одновременно более двух вопросов; при наличии большого числа наглядных пособий использовать прием «постепенное открытие».
Переключение внимания — это переход внимания от одного вида деятельности к другому, от одного действия к другому в связи с постановкой новой задачи. Существуют правила переключения внимания учеников на уроке, которые должен учитывать учитель. Переход менее болезнен, если он совершается от менее интересного действия к более интересному, от более сложного действия — к менее сложному; если используются логические мостики; четко поставлены задачи. Переключение внимания связано с темпераментом человека. Сангвиники и холерики в силу своей пластичности легко переключают внимание. У флегматика и меланхолика внимание вязкое. Для успешного переключения внимания предыдущее действие, выполняемое ими, должно быть завершено.
Устойчивость внимания — это концентрация внимания на деятельности или на каком-то объекте в течение длительного времени. Следует знать, что периодическое колебание внимания постоянно имеет место. Колебания внимания, или флуктуации — это периодические непроизвольные непродолжительные отвлечения внимания при концентрированности на объекте или деятельности. Колебания внимания необходимы для поддержания работоспособности. Сдвиги внимания проявляются в разной степени сосредоточенности человека на разных этапах деятельности. Наиболее низкая степень концентрации внимания учеников в начале и в конце урока.
Чтобы внимание учеников было устойчивым, необходимо создать условия для организации и поддержания их произвольного и непроизвольного внимания. Деятельность учеников должна быть результативной, приносить им положительные эмоции. Урок должен быть развивающим. Ученикам должна быть предоставлена возможность для творчества (урок-игра, урок-сказка, урок-театр и др.) и общения со сверстниками (работа в парах, в группах и межгрупповая работа).
Развитие внимания
В русле культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский) высшие формы внимания (произвольное, опосредствованное) формируются в онтогенезе. Возникают эти формы внимания в процессе общения ребенка со взрослыми, которые при помощи ряда стимулов и средств направляют и руководят его вниманием, передавая ему средства, которые он впоследствии будет самостоятельно использовать для управления своим вниманием. Первый ряд средств — это сами окружающие предметы, приковывающие своими свойствами внимание ребенка. Второй ряд — это произносимые взрослыми слова, выступающие первоначально в роли стимулов-указаний, направляющих с первых дней жизни внимание ребенка. Произвольное внимание, направляемое взрослым, является процессом его внешнего дисциплинирования. С овладением активной речью ребенок начинает управлять сначала вниманием взрослых, а затем собственным вниманием.
Результаты проведенного А. Н. Леонтьевым исследования показали, что внимание детей с возрастом улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет быстрее, чем его развитие в целом. Перелом в развитии внимания, который происходит в школьном возрасте, характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание превращается во внутренне опосредствованное. Кроме того, в школьном возрасте отмечен максимальный рост различий в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания, которые затем уравниваются. В процессе обучения происходит развитие контрольной функции внимания, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом П. Я. Гальперин видит основное содержание внимания.
Основные этапы развития детского внимания
Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания у ребенка можно наблюдать в первые недели его жизни: фиксирует взором предмет, разглядывает его. К концу первого года жизни возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. В начале второго года жизни под влиянием речевых инструкций взрослых, направления взора на названный ими предмет у ребенка обнаруживаются зачатки произвольного внимания. Эта форма произвольного внимания получает хорошее развитие на втором — третьем годах жизни. Способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого формируется в четыре — пять лет. В пять-шесть лет под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства) возникает элементарная форма произвольного внимания. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания происходит в школьном возрасте.
- Содержание
- Информационно-методическая часть
- Тема 1. Психологическое образование План
- Теоретический материал
- 1. Идеи а. Н. Леонтьева, с. Л. Рубинштейна, д. Б. Эльконина, в. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности.
- 2. Реализация идеи спиралевидного (Дж. Брунер) и контекстного обучения (а. А. Вербицкий).
- Контекстное обучение в новой образовательной парадигме а.А. Вербицкий
- Концепция знаково-контекстного обучения в вузе а.А. Вербицкий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании План
- Теоретический материал
- 1. Понятие технологии.
- 2. Основные качества технологий и их классификация.
- 3. Понятие традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения. Сущность традиционного обучения
- Достоинства и недостатки традиционного обучения
- 4. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения психологии.
- Особенности методов
- Признаки методов
- Классификация
- Структура
- 5. Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения
- Технология развивающего обучения
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология полного усвоения
- Технология разноуровневого обучения
- Технология адаптивного обучения
- Технология программированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология модульного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса План
- Теоретический материал
- 1. Основные принципы организации учебного процесса (Дж. Брунер, в.В. Давыдов, д.Б. Эльконин, н.Ф. Талызина).
- 2. Двувалентность содержания обучения. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося ю. В. Сенько
- 3. Овладение значениями и образование смыслов.
- 4. Овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к миру природы, вещей и людей; опытом общения и взаимодействия.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии План
- Теоретический материал
- 1. Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).
- 2. Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).
- 3. Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий. Приемы развития внимания Кто быстрее?
- Наблюдательность
- Корректура
- Концентрация
- Самый внимательный
- Сверхвнимание
- Приемы развития памяти Трудное - запомни!
- Ассоциация
- Заблудившийся рассказчик
- Бег ассоциаций
- Калейдоскоп
- Тахистоскоп
- Путанка
- Разведчик
- Вопросы для самоконтроля Внимание
- Список литературы Внимание
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи План
- Теоретический материал
- 1. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.
- 2. Типологии семьи.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье План
- Теоретический материал
- 1. Многодетная семья: особенности структуры и функций.
- 2. Развитие ребенка в неполной семье.
- 3. Родительско-детские отношения с приемными детьми.
- 4 Этапа вхождения ребенка в новую семью:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
- 2. Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью?
- 3. Приемный ребенок становится своим в семье
- 4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
- Список литературы
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности План
- Теоретический материал
- 1. Суицид как проблема последствия выхода из стресса
- 2. Синдром «эмоционального выгорания» как объект психологического изучения и последствия стресса
- 1. Фаза тревожного напряжения
- 2. Фаза резистенции
- 1) Эмоциональное психическое истощение
- 2) Личностная отстраненность
- Предупреждающая фаза:
- Снижение уровня собственного участия:
- 3. Эмоциональные реакции:
- 4. Фаза деструктивного поведения:
- 3. Синдром «эмоционального выгорания» как профзаболевание
- 4. Переживание одиночества и выгорание
- 5. Гемблерство как психологическая проблема
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи План
- Теоретический материал
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1. Психологическое образование
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании Вариант 1.
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии
- Раздел «Психология семьи»
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи
- 1. Социально-психологическими процессами, присущими семье, являются:
- 2. Социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками – это…
- 13. Назовите шесть добрачных факторов, влияющих на успешность и счастье в браке
- 16. Признаками вторичной брачно-семейной адаптации являются:
- 22. Какие типы взаимоотношений в браке описываются в психодинамическом подходе, как неконструктивные:
- 29. При конструктивном разрешении конфликта:
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье
- 3. Назовите три социально-психологические причины разводов в современном обществе
- 7. Характер взаимоотношений родителей с ребенком складывается под влиянием:
- 9. Какое из приведенных ниже определений раскрывает понятие родительства:
- 10. Под родительской любовью понимают:
- 17. Личностная беспомощность ребенка обусловлена:
- 20. Семьи с высоким воспитательным потенциалом характеризуются:
- 29. Расположите этапы консультативной встречи с родителем в правильном порядке:
- 31. К социально-психологическим причинам неуспеваемости младшего школьника относятся:
- Раздел «Кризисная психология»
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности Методика определения степени риска совершения суицида
- Диагностика профессионального выгорания
- Есть ли у Вас гемблинг-проблемы?
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи Обучающий курс. Технологии моделирования своей профессиональной деятельности
- Осваиваем саморегуляцию
- Банк способов саморегуляции
- I. Способы, связанные с управлением дыханием
- II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
- III. Способы, связанные с воздействием слова
- IV. Способы, связанные с использованием образов
- Темы для проведения дискуссий Раздел «Психология семьи»
- Тематика рефератов Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»
- Тематика курсовых работ Раздел «Методика преподавания психологии»
- Перечень вопросов к экзамену Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»