Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии
1. В структуру педагогических технологий входят: а) инспектирующая часть; б) концептуальная основа; в) содержательная часть; г) процессуальная часть. 2. Индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения есть: а) обучаемость; б) воспитанность; в) образованность; г) одаренность; д) способность. 3. Логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины с соответствующей формой контроля знаний называется: а) уроком; б) обучающим модулем; в) учебным предметом. 4. Чьи исследования показали, что, снижая требования к содержанию обучения в угоду доступности, педагоги искусственно снижают познавательные возможности учащихся: а) В.В. Давыдова; б) Л.В. Занкова; в) Л.С. Выготского; г) П.Я. Гальперина. 5. Отметьте, к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы: а) методы по логике передачи и восприятия информации; б) методы по степени управления учебной работой; в) методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями. 6. Какой известный психолог создал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий? а) П.Я. Гальперин; б) Л.С. Выготский; в) Л.В. Занков; г) В.В. Давыдов. 7. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на: а) материальное действие; б) создание ориентировочной основы действия; в) речевую форму выполнения действия; г) внутреннюю речь. 8. Систему принципов развивающего обучения впервые предложил: а) П.Я. Гальперин; б) Л.С. Выготский; в) С.Л. Рубинштейн; г) Л.В. Занков. 9. Принципы, которые в 60-70-е гг. были включены в систему дидактических принципов Л.В. Занковым: а) обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; б) связь обучения с практикой профессиональной деятельности; в) в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении материала; г) преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями. 10. Быстрый темп в изучении материала, высокий уровень трудности в обучении – это идеи дидакта: а) Л.В. Занкова; б) М.Н. Скаткина; в) И.Я. Лернера; г) Ю.К. Бабанского; д) В.В. Давыдова. 11. Основные критерии, положенные в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина: а) смена ведущих видов деятельности и характер общения; б) отношение с социальной средой и типы общения; в) смена личностных интересов и внутренних мотивов; г) возраст и интеллектуальное развитие. 12. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает: а) организация обучения от частного к общему; б) логика восхождения от абстрактного к конкретному; в) овладение большой суммой знаний; г) принцип усвоения логических форм.
13. Знания в действии – это: а) умения; б) навыки; в) знания; г) мотивы; д) общение. 14. Навыки – это: а) Совокупность идей и знаний человека; б) Овладение способами применения знаний на практике; в) Умения, доведенные до автоматизма; г) Знания, доведенные до автоматизма. 15. Основные звенья (этапы) познавательной деятельности учащихся: а) восприятие, осмысление, закрепление, применение; б) образование, обучение, воспитание, развитие; в) живое созерцание, абстрактное мышление, практика; г) познание, обучение, преподавание; д) познание, преподавание, обучение, образование. 16. Первым этапом процесса усвоения знаний является: а) представление; б) восприятие; в) формирование понятий. 17. Регулятором меры трудности в усвоении учащимися нового материала выступает принцип: а) доступности; б) наглядности; в) научности; г) активности и сознательности; д) прочности. 18. Правильного соотношения между конкретным и абстрактным требует принцип: а) научности; б) наглядности; в) прочности; г) сознательности; д) доступности. 19. Какая функция обучения предполагает, прежде всего, усвоение научных знаний, формирование специальных и обще учебных умений и навыков: а) образовательная; б) развивающая; в) воспитательная; г) побудительная; д) организационная. 20. Каким свойством характеризуется знание, входящее в целостную систему знаний: а) самостоятельностью; б) самовоспроизводимостью; в) самовостанавливаемостью; г) забываемостью. 21. На каком этапе репродуктивного варианта обучения происходит запоминание и воспроизведение учебного материала? а) этапе усвоения; б) этапе понимания; в) этапе овладения. 22. Закон ассоциаций, согласно которому повторение и запоминание материала считаются важнейшими условиями, составляют суть обучения: а) проблемного; б) традиционного; в) программированного; г) развивающего. 23. В чем состоит суть управления познавательной деятельностью учащихся? а) в требовании слушать объяснение учителя; б) в контроле за выполнением учащимися домашних заданий; в) изложении знаний в яркой и увлекательной форме; г) в увлеченности учением, активности в поиске новых знаний, самостоятельности. 24. Суть управления познавательной деятельностью учащихся состоит: а) в требовании слушать объяснение учителя; б) в контроле за выполнением учащимися домашних заданий; в) изложении знаний в яркой и увлекательной форме; г) в увлеченности учением, активности в поиске новых знаний, самостоятельности. 25. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе: а) программированного обучения; б) проблемного обучения; в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий; г) традиционного обучения. 26. Процесс и результат количественных и качественных изменений – это: а) обучение; б) воспитание; в) развитие; г) образование д) социализация.
27. Укажите наиболее эффективный путь индивидуализации обучения на уроке: а) дополнительные занятия с отстающими; б) прикрепление сильных учеников к слабым; в) дифференцированные самостоятельные работы для слабых, средних и сильных учащихся; г) ориентировка в обучении на средних учеников. 28. Индивидуализация обучения - это: а) организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; б) личностно-ориентированное обучение; в) программированное обучение; г) фронтальная форма обучения; д) групповая форма обучения. 29. Технологии индивидуализации обучения представляют: а) проектный метод; б) технология В.Ф. Шаталова; в) технология Инге Унт; г) адаптивная система А.С. Границкой; д) технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева; е) технология В.Д. Шадрикова; ж) план Трампа; з) программированное обучение. 30. Технология саморазвивающего обучения предусматривает удовлетворение таких познавательных потребностей личности, как: а) самоутверждение; б) самовыражение; в) защищенность; г) самоактуализации. 31. Обучение отдельных групп учащихся по различным планам и программам различными методами: а) дифференцированное обучение; б) интегрированное обучение; в) программированное обучение. 32. Дифференциация означает: а) распределение по группам; б) объединение по категориям. 33. Дифференциация обучения - это: а) форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся; б) индивидуальное обучение; в) личностно-ориентированное обучение; г) дистанционное обучение; д) программированное обучение. 34. Технология уровневой дифференциации - это форма организации учебного процесса с учетом: а) индивидуальных особенностей учащихся; б) возможностей учебного заведения; в) возможностей педагога; г) учебной программы. 35. Дифференцированный подход это: а) учебно-воспитательный процесс, при котором постановка целей любого урока заключается не только в определении новых знаний, но и в определении действий, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся; б) учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных особенностей учащихся; в) творческий познавательный процесс, первый этап которого характеризуется возникновением у субъекта познания чувства затруднения, первоначальным его анализом и формулировкой противоречия, задачи. 36. Что является характерными признаками коллективного способа обучения? а) взаимообучение; б) динамические пары; в) одновременное диалогическое общение всех учащихся класса; г) смена рабочих мест; д) ученик является объектом обучения; е) жёсткая последовательность освоения материала предмета; ж) самоконтроль. 37. Технология коллективного обучения включает: а) взаимообучение; б) взаимозачет; в) взаимопомощь; г) взаимопроверку. 38. Что предполагает групповой способ обучения? а) деление класса на группы со своими заданиями; б) систематический характер содержания обучения; в) усредненный темп усвоения; г) повышенную групповую активность; д) групповую ответственность; е) выделение лидеров; ж) игровые методики. 39. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы: а) технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова; б) групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин); в) вальдорфская педагогика; г) укрупнение дидактических единиц. 40. Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию материала – это: а) учебная беседа; б) метод проблемного обучения; в) исследовательский метод обучения; г) иллюстративный метод; д) метод контроля. 41. Самостоятельная учебная работа учащихся – это: а) учебная деятельность школьника по заданию учителя; б) внеклассная учебная работа; в) форма учебной деятельности, осуществляемой без учителя; г) индивидуальная учебная деятельность; д) выполнение индивидуальных заданий учителя. 42. Технологии гуманно-ориентированного обучения преследуют следующие цели: а) спартанское воспитание, б) развитие и становление познавательных сил ребенка, в) саморазвитие ребенка, г) облагораживание души и сердца ребенка.
- Содержание
- Информационно-методическая часть
- Тема 1. Психологическое образование План
- Теоретический материал
- 1. Идеи а. Н. Леонтьева, с. Л. Рубинштейна, д. Б. Эльконина, в. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности.
- 2. Реализация идеи спиралевидного (Дж. Брунер) и контекстного обучения (а. А. Вербицкий).
- Контекстное обучение в новой образовательной парадигме а.А. Вербицкий
- Концепция знаково-контекстного обучения в вузе а.А. Вербицкий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании План
- Теоретический материал
- 1. Понятие технологии.
- 2. Основные качества технологий и их классификация.
- 3. Понятие традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения. Сущность традиционного обучения
- Достоинства и недостатки традиционного обучения
- 4. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения психологии.
- Особенности методов
- Признаки методов
- Классификация
- Структура
- 5. Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения
- Технология развивающего обучения
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология полного усвоения
- Технология разноуровневого обучения
- Технология адаптивного обучения
- Технология программированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология модульного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса План
- Теоретический материал
- 1. Основные принципы организации учебного процесса (Дж. Брунер, в.В. Давыдов, д.Б. Эльконин, н.Ф. Талызина).
- 2. Двувалентность содержания обучения. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося ю. В. Сенько
- 3. Овладение значениями и образование смыслов.
- 4. Овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к миру природы, вещей и людей; опытом общения и взаимодействия.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии План
- Теоретический материал
- 1. Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).
- 2. Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).
- 3. Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий. Приемы развития внимания Кто быстрее?
- Наблюдательность
- Корректура
- Концентрация
- Самый внимательный
- Сверхвнимание
- Приемы развития памяти Трудное - запомни!
- Ассоциация
- Заблудившийся рассказчик
- Бег ассоциаций
- Калейдоскоп
- Тахистоскоп
- Путанка
- Разведчик
- Вопросы для самоконтроля Внимание
- Список литературы Внимание
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи План
- Теоретический материал
- 1. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.
- 2. Типологии семьи.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье План
- Теоретический материал
- 1. Многодетная семья: особенности структуры и функций.
- 2. Развитие ребенка в неполной семье.
- 3. Родительско-детские отношения с приемными детьми.
- 4 Этапа вхождения ребенка в новую семью:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
- 2. Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью?
- 3. Приемный ребенок становится своим в семье
- 4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
- Список литературы
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности План
- Теоретический материал
- 1. Суицид как проблема последствия выхода из стресса
- 2. Синдром «эмоционального выгорания» как объект психологического изучения и последствия стресса
- 1. Фаза тревожного напряжения
- 2. Фаза резистенции
- 1) Эмоциональное психическое истощение
- 2) Личностная отстраненность
- Предупреждающая фаза:
- Снижение уровня собственного участия:
- 3. Эмоциональные реакции:
- 4. Фаза деструктивного поведения:
- 3. Синдром «эмоционального выгорания» как профзаболевание
- 4. Переживание одиночества и выгорание
- 5. Гемблерство как психологическая проблема
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи План
- Теоретический материал
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1. Психологическое образование
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании Вариант 1.
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии
- Раздел «Психология семьи»
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи
- 1. Социально-психологическими процессами, присущими семье, являются:
- 2. Социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками – это…
- 13. Назовите шесть добрачных факторов, влияющих на успешность и счастье в браке
- 16. Признаками вторичной брачно-семейной адаптации являются:
- 22. Какие типы взаимоотношений в браке описываются в психодинамическом подходе, как неконструктивные:
- 29. При конструктивном разрешении конфликта:
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье
- 3. Назовите три социально-психологические причины разводов в современном обществе
- 7. Характер взаимоотношений родителей с ребенком складывается под влиянием:
- 9. Какое из приведенных ниже определений раскрывает понятие родительства:
- 10. Под родительской любовью понимают:
- 17. Личностная беспомощность ребенка обусловлена:
- 20. Семьи с высоким воспитательным потенциалом характеризуются:
- 29. Расположите этапы консультативной встречи с родителем в правильном порядке:
- 31. К социально-психологическим причинам неуспеваемости младшего школьника относятся:
- Раздел «Кризисная психология»
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности Методика определения степени риска совершения суицида
- Диагностика профессионального выгорания
- Есть ли у Вас гемблинг-проблемы?
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи Обучающий курс. Технологии моделирования своей профессиональной деятельности
- Осваиваем саморегуляцию
- Банк способов саморегуляции
- I. Способы, связанные с управлением дыханием
- II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
- III. Способы, связанные с воздействием слова
- IV. Способы, связанные с использованием образов
- Темы для проведения дискуссий Раздел «Психология семьи»
- Тематика рефератов Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»
- Тематика курсовых работ Раздел «Методика преподавания психологии»
- Перечень вопросов к экзамену Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»