logo
УМК ДП Пузыревич НЛ

5. Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения

Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оцен­ку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в на­стоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой мож­но определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем зна­ний и передавать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в осно­ве этой технологии, — объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание; главное требова­ние и основной критерий эффективности — безошибочное воспроизведе­ние изученного.

В рамках традиционной технологии обучаемому отведены исполнитель­ские функции репродуктивного характера. Действия учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает доста­точно эффективное управление образовательно-воспитательным процес­сом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний.

Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и диффе­ренциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ

ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Параметры обучающей системы

Традиционное обучение

Инновационное обучение

Единица управ­ления

Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей учителя и учебно-познава­тельной ученика; ученики вы­ступают как объекты управ­ления, как исполнители пла­нов педагога

Единицей управления яв­ляется целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи осваиваемой дея­тельности с многообразными формами взаимодействий ме­жду всеми участниками, из­меняющимися на разных эта­пах усвоения содержания деятельности с целью поддержа­ния высокого уровня мотива­ции и активности учеников; ученики выступают как субъ­екты учения, общения, орга­низации, сотрудничающие с учителем

Цели

Усвоение предметно-дисциплинарных знаний

Развитие личности и мно­гообразных форм мышления каждого обучаемого в про­цессе усвоения знаний.

Ролевые позиции преподавателя и стиль руководства

Предметно-ориентированная позиция, преобладает функ­ция информационно-контроли­рующая (обучаемый как по­знающий "когнитивный" ин­дивид). Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива обучаемых чаще подавляется, чем поощряется

Личностно-ориентированная позиция, преобладают орга­низационная и стимулирую­щая функции (обучаемый как целостная личность, взаимо­действующая со всеми участ­никами процесса обучения). Стиль демократический, по­ощряющий, инициатива обу­чаемых поддерживается

Мотивационно-смысловые уста­новки преподава­теля

Анонимность, закрытость личности, всеобщая индиви­дуальная подотчетность, не­пререкаемость требований, игнорирование личного опы­та обучаемых

Открытость личности педа­гога, установка на солидар­ность, совместную деятель­ность, индивидуальную по­мощь, участие каждого обу­чаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений

Характер орга­низации учебно-познавательной деятельности

Преобладают репродуктив­ные задания, действия по об­разцу, упражнения в задан­ных способах решения. Овла­дение исполнительной опера­тивно-технической стороной деятельности опережает смысле- и целеполагание. Тренировка в выполнении отдельных элементов пред­шествует пониманию замыс­ла и смысла деятельности, скрывая ее системную орга­низацию. Система заданий строится в логике извне за­данных целей, не стимулируя самостоятельность целеобразования и поиск способов решения. Задания рассчитаны на дифференциацию уровней индивидуальной одаренности учеников, закрепляя индиви­дуальные различия в грани­цах уже достигнутого обу­чаемым

На первый план выдвига­ются творческие и продук­тивные задания, определяю­щие смыслы и мотивы выбо­ра обучаемым тех или иных репродуктивных задач. "По­гружение" в целостную сис­тему деятельности предшест­вует расчлененной ориенти­ровке и отработке отдельных элементов и операций. Фор­мирование смыслов и целей познавательной деятельности опережает тренировку в способах достижения результа­тов. Синтез предшествует анализу, облегчая осмыслен­ность системы осваиваемых действий. Задания следуют в логике возрастающих креативностей, социальной зна­чимости, культурной полно­ценности получаемого ре­зультата, побуждая к самоор­ганизации системы познава­тельной деятельности, к вы­движению новых целей, к 'смене смысловых установок. Задания расширяют зону пер­спективного развития для всех обучаемых

Формы взаимо­действий

Заданные учителем цели и планы их достижения опре­деляют исполнительный стиль индивидуальной учеб­ной работы обучаемых. Ве­дущая форма учебных взаи­модействий — подражание, имитация, следование образ­цам. Позиция ведомого за­креплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных взаимодей­ствий. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обуче­ния, неизбежное усиление враждебности и отчужденно­сти между педагогом и обу­чаемыми

Цели и задачи разрабаты­ваются и принимаются со­вместно педагогом и обучаемыми. Процесс их достиже­ния организуется как совме­стная деятельность. Много­образие взаимодействий, по­могающих актуализировать личностный опыт каждого участника. На каждом этапе освоения нового опыта веду­щей становится форма взаи­модействия, которая сохраня­ет высокий уровень активно­сти каждого обучаемого. Ос­воение различных позиций и ролей личности в системе учебных и межличностных взаимодействий (соучастника, партнера, руководителя, по­мощника)

Формы отно­шений

Соперничество преоблада­ет над сотрудничеством

Многообразие, динамика становления и развития внут­ри- и межгрупповых деловых и межличностных отноше­ний, снижение конфликтности по мере роста уровня взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к педагогу. Сотруд­ничество вытесняет соперни­чество, антагонизм изживает­ся солидарностью

Контроль и оценка

Преобладает внешний по­операционный контроль в рамках жестко заданных пра­вил. Самоконтроль отличает­ся ригидностью и ситуативностью. Поощряется сопер­ничество в борьбе за лучшую оценку. Мотивация осущест­вляется за счет "ожидания приговора" - оценки учителя. Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в инте­ресах познания и личностно­го вклада в него. Преобладает оценка результата со стороны учителя, формы поощрения однообразны, страх перед на­казанием плохой оценкой -ведущая эмоциональная со­ставляющая учения

Преобладает взаимо- и са­моконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценно­стей и смыслов. Внутренний контроль быстро формирует­ся в отношении всего поведе­ния в широких границах при­нимаемых личностью ценно­стей. Преобладает взаимо- и самооценка в группах обу­чаемых, устремленных к со­циально и личностно значи­мым целям и заинтересован­ных достижением продук­тивного результата. -Вводятся многообразные формы актуа­лизации для поощрения дос­тигнутого, усиления публич­ного признания достижений, создания позитивного эмо­ционального настроя в учеб­но-воспитательной ситуации и самочувствия победителя

Мотивационно-смысловые пози­ции обучаемых

Отчуждение от учебных ценностей и задач, отвраще­ние к учению, сужение спек­тра познавательных мотивов, обособление жизненно зна­чимых ценностей и смыслов от собственно учебно-познавательных. Внутренний психологический отход от , ситуации учения

Усиление, амплификация смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничест­ва. Обогащение мотивов уче­ния, познания, расширение мотивационной сферы лично­сти, появление мотивов твор­ческой деятельности, интел­лектуального сотрудничества, продуктивных взаимодейст­вий, самоактуализации, утвер­ждение достоинства личности