logo
УМК ДП Пузыревич НЛ

2) Личностная отстраненность

– межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный, или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, студентам, пациентам и т.п.), они становятся формальными, безразличными в контактах.

При синдроме эмоционального выгорания нарушаются равные отношения ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение – уделю внимание данному партнеру».

У человека с подобным синдромом возникает потребность в самооправдании:

- «Это не тот случай, чтобы переживать»;

- «Такие люди не заслуживают доброго отношения»;

- «Таким людям нельзя сочувствовать»;

- «Почему я должен за всех волноваться».

3) Ощущение утраты эффективности (достижений)

или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается веру в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.

Этапы развития СЭВ

Развитие СЭВ носит стадийный характер. Сначала наблюдается значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, постепенно сменяющееся разочарованием: снижение интереса к своей работе.

СЭВ развивается согласно определенным фазам (М. Буриш (Burisch, 1994)):