10.2. Восприятие
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие (по С. Л. Рубинштейну) – чувственное отображение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства предметов, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) синтез разнообразных ощущений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе их активного отражения.
Наиболее важные особенности (свойства) восприятия: предметность, целостность, категориальность, константность и осмысленность.
предметность (способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения);
целостность (образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов) (рис. 2.);
а б
Рис. 2. Примеры образов.
категориальность (восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу, в соответствии с этим, в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса);
константность (выражается в относительном постоянстве формы, цвета предмета при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия);
осмысленность (восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета; сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове). Иллюстрацией в данном случае будут так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон – выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза) (рис. 3.):
Все эти свойства восприятия человеку с рождения не присущи. Они складываются постепенно в жизненном опыте.
Рис. 3. Пример двусмысленного рисунка (два профиля и ваза)
Классификация восприятия.
1). по модальности (вид анализатора, играющего ведущую роль в восприятии):
зрительное;
слуховое;
осязательное;
обонятельное;
вкусовое;
кинестетическое.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.
2). по форме существования материи:
Восприятие пространства (необходимое условие ориентировки человека в окружающем пространстве; включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся).
Восприятие времени (отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности).
Восприятие движения (отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве).
Иллюзии восприятия.
Иллюзии – неправильное, ошибочное восприятие, искаженные восприятия отдельных предметов.
Оптические иллюзии (наиболее изученный вид иллюзий):
– Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (рис. 4):
Рис. 4. Пример иллюзии, связанной со строением сетчатки глаза
Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры – правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами (рис. 5):
Рис. 5. Переоценки длины вертикальных линий
Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, к котором они даны (рис.6):
а | б |
Рис. 6. Иллюзии контраста(а и б) | |
Круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.
| Внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга – это объясняется особенностями восприятия фигуры и фона (иллюзия Эббингауза). |
Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части (воспринимаемые размеры отдельных линий оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в состав которых они входят) (рис. 7).
Рис.7. Иллюзия “ласточки”
левый отрезок на линейке кажется нам длиннее правого, хотя они равны.
|
Иллюзия параллельных линий (рис. 8)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 8. Иллюзия параллельных линий
Перспективы (рис. 9):
|
Рис. 9. Иллюзия перспективы
Верхний отрезок кажется длиннее, чем нижний, хотя на самом деле одинаковы.
Параллелограмма (рис. 10):
Рис. 10. Иллюзия параллелограмма
Отрезок АВ кажется короче, чем отрезок АС, хотя они имеют одинаковую длину.
Иллюзии деформации (а)круга; б)линии) (рис. 11)
а. б.
Рис. 11. Иллюзии деформации (а и б)
Круг на первом рисунке кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата, а линия на втором рисунке – вогнутой.
Иллюзии веера (рис. 12.)
Рис. 12. Иллюзии веера
Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.
Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия.
Иллюзия тяжести А. Шарпантье – если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по объему будет казаться более тяжелым. В основе лежит связь (из жизни): чем больше предмет, тем он тяжелее, когда же это ожидание не срабатывает, возникает контрастная иллюзия.
Иллюзия Аристотеля – иллюзия осязания: небольшой предмет (шарик, наперсток) помещают между скрещенными пальцами так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, другого – с наружной. При движении пальцев кажется, особенно с закрытыми глазами, что в руке два предмета.
Иллюзия контраста в области вкусовых и температурных ощущений (после холодного теплый кажется горячим, после ощущения кислого/соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.д.).
Кроме названных существует еще очень большое количество иллюзий (например, портретные иллюзии, «иллюзия луны» и т.п.).
[7; 76;69, с. 130 –132]
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9