12.2. Речь
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Речь является выразительно-эмоциональной реакцией и средством психологического контакта с себе подобными.
Функции речи принадлежат к числу биологически древнейших форм поведения и находятся в генетическом родстве с оптическими и слуховыми сигналами, подаваемыми вожаками в животных сообществах
Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте проблемы соотношения мышления и речи. Отношения между мышлением и речью изменяются в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении. Развитие мышления и речи идет не параллельно и неравномерно. Мышление и речь генетически имеют совершенно разные корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно (как в фило-, так и в онтогенезе). Конечно, В онтогенезе отношения обеих линий развития - мышления и речи - гораздо более сжато. Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию (например, развитие наглядно-действенного мышления, которое никаким образом не связаны с речью). И доинтеллектуальные корни речи в развитии ребенка были установлены очень давно. Крик, лепет и даже первые слова ребенка совершенно явные стадии в развитии речи, но стадии доинтеллектуальные. Они не имеют ничего общего с развитием мышления.
Но в определенный момент, приходящийся на ранний возраст (около 2-х лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Ребенок открывает, что "каждая вещь имеет свое имя".
Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление - речевым, характеризуется двумя объективными признаками:
1) ребенок начинает активно расширять свой словарь;
2) скачкообразное увеличение запаса слов.
Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. До наступления этого периода ребенок усваивал отдельные слова, которые являлись для него условными сигналами или заместителями отдельных предметов, людей, действий, состояний желаний. Но на этой стадии он знает столько слов, сколько ему дано окружающими его людьми.
Открыв символическую функцию речи видя новый предмет, спрашивает, как это называется. Ребенок сам нуждается в слове и активно стремится овладеть знаком, принадлежащим предмету, знаком, который служит для названия и сообщения. Для того чтобы "открыть" речь надо мыслить.
Отношения мышления и речи можно схематически обозначить двумя пересекающимися окружностями, которые показывают, что известная часть процесса речи и мышление, совпадает. Это так называемая сфера речевого мышления. Есть большая область мышления, которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Сюда следует отнести инструментальное и техническое мышление и вообще всю область так называемого практического интеллекта (рис. 17.).
речь мышление
речевое мышление
Рис. 17. Соотношение мышления и речи
Психологи выделяют 3 этапа развития речи (виды речи):
внешняя речь;
эгоцентрическая речь;
внутренняя речь.
Внешняя речь - основное средство коммуникации в совместной деятельности, которая позволяет использовать язык для (функции речи):
– указания внешних предметов (индикативная функция речи);
– их обозначения (сигнификативная функция);
– называние (номинативная функция);
– познания их существенных сторон и отношений (гностическая функция).
Внешняя речь проявляется в разных формах: устной (произносимая и воспринимаемая на слух речь; разновидности: монологическая – речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей, и диалогическая – разговорная, обычно не полностью развернутая, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту), письменной (это наиболее развернутое речевое высказывание, требующее систематического, логически связанного изложения).
Внутренняя речь это "речь для себя". По своей структуре она является свернутой, сокращенной. Внутренняя речь это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью.
Внутренняя речь – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле внутренняя речь – это начальный момент порождения речевого высказывания, его "внутреннее программирование" до реализации в устной или письменной речи.
Ранней формой внутренней речи является эгоцентричная речь.
Эгоцентрическая речь - одно из внешних проявлений эгоцентрической позиции ребенка. Ж. Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.
В 3 года процент эгоцентрической речи достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент ее снижается.
Эгоцентрическая речь – это речь внешняя по форме и внутренняя по своей функции, это речь для себя, находящаяся на пути к уходу внутрь, речь уже наполовину непонятна для окружающих, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент рядом с говорящим. Это речь-размышление, обслуживающее не столько общение, сколько само мышление.
Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение не одинаково. Внешняя речь в основном играет роль средства общения, внутренняя - средство мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.
Понятие о фонации и артикуляции.
Речь обладает двумя независимыми переменными параметрами. Один из них несет информацию о высоте звука, другой – о его фонемном составе (44 фонемы). Механизм регуляции высоты звука называется фонацией. Механизм, определяющий фонемную структуру речи - это артикуляция. То, что эти два механизма различны можно показать с помощью шепота. При шепоте фонация отсутствует, а артикуляция осуществляется. Механизмы фонации расположены в гортани, она обусловлена колебаниями голосовых связок. Первой фазой фонации является подготовка к выдоху. При выдохе воздуха проходит голосовую щель, образованную голосовыми связками, они колеблются. При этом высота звука зависит от степени натяжения связок, а, кроме того, от давления выходящего воздуха. Высота звука при речи регулируется сознательно с помощью обратной слуховой связи, поэтому при врожденной глухоте из-за ее отсутствия обучение речи не возможно.
Механизмы артикуляции обеспечиваются ротовой полостью. Ее объем, конфигурация изменяются в различных пределах за счет языка, нижней челюсти, губ. за счет ее сужений и расширений возникают звуки в широком диапазоне частот. Полосы частот характерные для определенной конфигурации голосового тракта называется формантам. Форманты не зависят от состояния голосовой щели. Гласный звук включает две форманты и у каждого звука они свои.
Психоакустические характеристики речи.
Основной психоакустической характеристикой речи является ее разборчивость – это степень правильного восприятия слушателем звуков, слов, смысла речи в целом.
Максимальной степенью разборчивости является фразовая разборчивость, когда речь воспринимается в виде предложений. Если человек говорит изолированными словами, то разборчивость снижается. Если речь состоит из слогов, то понимание речи резко затрудняется. Это связано с тем, что связная речь имеет высокую информативную избыточность, из-за этого слушателю нет необходимости вслушиваться в каждый слог, он просто догадывается о характере нечетко произнесенных звуков и даже непроизнесенных. Т.о. восприятие речи не сводится к последовательному анализу отдельных звуков, слогов, слов – воспринимается общая информация.
Контроль результата деятельности речевой системы осуществляется благодаря обратным связям, которые функционируют в процессе выполнения речевой программы, а также за счет анализа воздействий речевого сигнала на собеседника. Точность выполнения речевой программы контролируется за счет обратно слуховой связи, т.е. человек оценивает правильность воспроизведения своих предложений. Контроль конечного результата воздействия речи на слушателя осуществляется зрительными и слуховыми сенсорными системами. С помощью зрения говорящий оценивает реакцию слушателя, а с помощью слуха воспринимается речевой ответ.
Нарушения речевых функций
Многие нарушения речи являются афазией. Афазия это поражение корковых структур у правшей – левого полушария (у левшей наоборот), которые возникают на фоне сохранности слуха.
Не является афазией невротические нарушения (заикание), врожденные дефекты речи (алалия – не говорящий ребенок).
Классификация нарушений Лурии (он исходит из мозговой основы психических функций).
1. Слуховое звено. Для того, чтобы воспринять речь, мы должны ее услышать – речевой слух. При поражении слухового звена страдает область виска. Этот тип называется сенсорной афазией. При этом страдает различие оппозиционных фонем (мягкость\твердость, глухость\звонкость); для гласных звуков нарушается понимание ударения. В результате такой человек начинает понимать родную речь как иностранную, он не понимает обращенную к нему речь и сам не может правильно произнести слова (речь больного называется "словесным салатом"). Нарушается и чтение, буквы воспринимаются нечетко, т.е. теряется устойчивость звукового образа. Такие больные беспомощны.
В сенсорной афазии выделяется литеральная парафазия – нарушение речи при письме (на письме меняется одна из букв).
2. Аккустикомнестическая афазия – это особое состояние слуховой системы, которая не запоминает то, что она воспринимает (может воспринимать только очень медленную речь). Здесь главный дефект – это запоминание. Эти больные плохо пишут под диктовку, плохо повторяют слова. У них наблюдается явление проактивного и ретроактивного торможения.
Проактивное торможение – предыдущее слово оказывает влияние на последующее (в норме встречается очень редко).
Ретроактивное торможение когда последующие слова оказывают влияние на предыдущее.
Вообще эти явления являются закономерными процессами памяти. Эти закономерности у данных больных наблюдаются особенно ярко. Но у больного может обнаруживаться всплывание слов через 15-20 минут – реминисценция.
У таких больных наблюдается нарушение называния предметов, т.е. он может описать предмет, но назвать его не может, т.к. не помнит названия.
3. Оптикомнестическая афазия (иногда она называется семантической афазией). Признаки: вербальная парафазия (одни слова заменяются на другие, теряется звуковой образ слова), больные не могут назвать предметы, хотя могут их описать.
Подсказки (первый слог) больным не помогают, т.к. потерян звуковой образ. Такие больные не могут нарисовать предмет, т.к. размывается и зрительный образ слова (они не могут нарисовать самые простые предметы). В норме люди вспоминают одинаковое количество существительных и глаголов, у больных афазией глаголов в два раза больше.
4. Семантическая афазия. Наблюдаются квазипространственные дефекты, сохранены все элементарные психические функции (память, зрительная система, слух). Нарушения наблюдаются только в тех случаях, когда требуется оценить или воспринять пространство, например, просят нарисовать треугольник под крестом.
Анализ пространственного фактора проявляется и в языке. Больные плохо понимают предлоги "под", "над", не понимают отношения чего-то перед чем-то.
5. Афферентная кинестетическая афазия. Главные трудности, которые испытывают такие больные – это трудности в произнесении слов – трудность в речевой моторике, распад в речевой моторике. Особенно это ясно, когда похожие звуки требуют похожих движений (пример, звук "м" и "н" не различаются такими больными).
Эти нарушения четко видны в речи, особенно на письме, например, путают "л" и "н". Нарушение речи часто сопровождается нарушением движения. Ошибок тем больше, чем менее автоматизировано слово.
6. Эфферентная моторная афазия относится к нарушению передних областей. Основной дефект состоит в затруднениях переключения с одного звука на другой. В грубой форме человек не может произносить слова, кинетическая мелодия выпадает, но мышление не страдает совершенно. В менее грубой форме произнесение удается, но много дефектов. Если нарушения не очень сильно и не затрагивает глубоких отделов, то речь возможна, но телеграфного стиля. Преобладают глаголы и существительные в именительном падеже. Больные плохо владеют интонацией, нарушается письмо. Эта форма афазии сопровождается массивными кровоизлияниями в мозг. Речь может быть восстановлена, но не до конца.
7. Динамическая афазия наступает при массивных поражениях мозга. Поражение сопровождается речевой аспонтанностью, они предпочитают молчать, хотя контактны. При ответе они пользуются словами собеседника, наблюдается эхолалия – повторение слов за собеседником. Копируется все вплоть до интонации, характерна пассивность для таких больных. Практически они не могут составить развернутое высказывание, по-видимому, страдает этап программирования. Говорят штампами. Больше говорят существительными, чем глаголами.
Эти дефекты сочетаются с нарушениями речевой моторики, причем нарушения тонкие – это выражается в том, что трудно говорить скороговорки. Чаще всего это афазия вследствие кровоизлияния или тромбов, которые закупоривают среднюю мозговую артерию.
8. Амнестическая афазия – она характеризуется трудностью выбора нужных слов. У людей страдающих ею названия предметов заменяются словами паразитами.
Вторичными расстройствами, связанными с афазиями является расстройство навыков связанных с речью. Это аграфия - нарушение письма, акалькулия - нарушение счета, алексия - нарушение чтения.
Каждая афазия - это системное нарушение.
Неафазические нарушения речи. Страдает подкорка. Например, при поражении таламуса нарушение речевого внимания, быстро забывается прочитанное, легко теряет нить рассказа.
При черепно-мозговой травме наступает мутизм – больной молчит. Очень часто это сочетается с аспонтанностью больного, т.е. его малоподвижностью.
[9; 78; 71, с. 205-212, 333-336; 14, с. 5-361; 16, с. 254-273; 17, с. 6-37; 88, с. 7-10; 18, с. 80-84]
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9