2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
1. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт (1832–1920), философ и одновременно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.
Успехи таких наук как физика и химия объясняются прежде всего применяемым в них методом расчленения вещества на составляющие его простейшие элементы. Именно приблизившись к этим простейшим элементам, ученые смогли подступиться к созданию теорий, объясняющих строение материи, и открыть путь для новых экспериментов.
Вундт и его сотрудники пытались применить тот же подход в анализе осознаваемого внутреннего опыта, окрестив его «мыслительной материей» и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Таким образом, сознание, подобно тому как материя делится на атомы, было разбито на психические элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология – это наука о структурах сознания» – соответственно, это направление назвали структуралистским подходом.
Для достижения своих целей структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции (букв. «смотрение внутрь»), самонаблюдения, состоящий в том, что испытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просят описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации. В зависимости от цели проводимого исследования ему дают возможность воспринимать те или иные феномены: перед ним возникают разные краски, их яркость уменьшается или возрастает, они сопровождаются или не сопровождаются звуками… Испытуемого просят описать словами ощущения, вызванные в нем стимулом (цвет, звук и т.д.), и в частности связь между ощущением и сопровождающим его чувством, например: «красный цвет возбуждает», а «синий, как мне кажется, успокаивает», «этот пронзительный звук более приятен, чем предшествующий» и т.п. Экспериментаторы пытаются таким образом исследовать содержание сознания, т.е. те элементы, из которых оно состоит, и установить, как создаются связи между ними.
Согласно структуралистам, метод экспериментальной интроспекции представляет собой наилучший метод психологии. Он имеет, однако, два больших недостатка. Во-первых, это весьма субъективный метод анализа поведения: каждый испытуемый описывает свои собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями следующего испытуемого: одному звук показался громким, другому – средним по силе, то, что одному было приятно, другому показалось неприятным. Во-вторых, что еще хуже, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось приятным в понедельник, может стать скучным во вторник и откровенно неприятным в среду.
Также Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения, каждое из которых обладает рядом определенных свойств: качеством (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т.д.), интенсивностью, протяженностью (т.е. длительностью) и т.д. Ощущения с описанными их свойствами являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы, или чувства. В. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Из комбинации этих элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и возбуждение, надежда – удовольствие и напряжение, страх – неудовольствие и напряжение.
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, – метод интроспекции. Именно поэтому к 20-м годам XX века от взгляда на психологию как науку о структурах сознания отказались.
2. Основоположником отечественной научной психологии является И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлекса: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – поступком, речью, движением. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из внутреннего мира человека, из психологии сознания. Однако при этом была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
3. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862–1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857–1927). Усилия
И. П. Павлова (1849–1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
4. Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология – это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из сферы научной психологии. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour – поведение).
По мнению бихевиористов, например, выражения «этот ребенок боится собаки» или «я влюблена в этого мужчину» в научном плане не означают ничего, так как «осознание» таких явлений слишком субъективно и бесполезно для исследователя. Напротив, объективные описания («слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют при удалении собаки», или «при встрече с этим мужчиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются») дают возможность количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувство страха или степень увлеченности.
5. В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма. Австрийский психиатр З. Фрейд (1856–1939) ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу о том, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное, вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.
В целом, психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов.
6. На сегодняшний день наряду с психоанализом и бихевиоризмом развиваются и другие направления психологии, такие как когнитивная психология (от лат. cognito – знание), гештальтпсихология (от нем. «форма», «организация»), гуманистическая психология.
7. Необходимо отметить, что значительный вклад в развитие психологии внесли наши отечественные ученые Л. С. Выготский (1896– 1934), А. Н. Леонтьев (1903–1979), А. Р. Лурия (1902–1977) и П. Я. Гальперин (1902–1988). Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции развития человека. Развиваются названные функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.
А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.
П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
Таким образом, психология прошла длинный путь в своем становлении, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап – психология как “наука” о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятное в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Первые представления возникают в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Основные положения формулируются и экспериментально доказываются в конце XIX века. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап (в настоящее время) – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
[30, с. 239-292, 346-354; 62, с. 51-179; 65, с. 28-44]
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9