14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические – включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и т.д. Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и пр.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся это сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношения к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Таким образом, задачи семьи состоят в том, чтобы:
o создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
o стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
o передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
o научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
o воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
гуманность, милосердие и любовь к растущему человеку;
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
открытость и доверительность отношений в семье;
последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализовать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и т.д. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, умственное и трудовое воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. Особенно в последнее время во многие семьи приходит религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
Существует классификация семей не только по составу (многодетные семьи, малодетные, бездетные, неполные), но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М. И. Буянов выделяет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания.
Далее рассмотрим показатели неправильного семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер):
1. Уровень протекции в процессе воспитания (сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию).
Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
Гипопротекция. Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него не "доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
Потворствование. Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они "балуют" его. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был лишен в свое время родителями.
Игнорирование потребностей ребенка. Недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
3. Количество требований к ребенку в семье.
Чрезмерность требований-обязанностей. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.
4. Количество требований-запретов в семье.
Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований-запретов. В этом случае ребенку "все можно". Даже если существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него не никто спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, вопрос о курении и так далее. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.
5. Строгость санкций.
Чрезмерность санкций. Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей максимальной строгости.
Минимальность санкций. Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
В целом, неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими.
Необходимо осознавать, что родитель – профессия педагогическая, и для эффективного семейного воспитания необходимо у самих родителей формировать педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми. В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, честной предприимчивости, умения вести здоровый образ жизни. Но вначале этим всем должны овладеть родители.
[2; 3; 24; 35, с. 391-402; 39; 53, с. 309-341; 55; 60, с. 105-123; 80; 85, с. 189-330; 92, с. 48-88, 316-327; 96]
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9