logo
psih_i_ped

14.1. Цель, задачи и методы воспитания

Термин «воспитание» происходит от сочетания приставки вос-, означающей восхождение, и слова питание, т.е. снабжение организма ребенка как материальной, так и духовной пищей. Другими словами воспитание означает взращивание человеческой личности, забота о ее росте и развитии. Вначале о ребенке заботится преимущественно мать, далее воспитание осуществляется в процессе взаимодействия семьи, школы и окружающей среды.

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Таким образом, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Общепринятой целью в мировой практике и теории воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Поэтому на сегодняшний день, цель воспитания можно в общем определить как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Конкретизируя данную цель, необходимо выделить следующие задачи:

 философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

 оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

 приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка собственного отношения к ним;

 раскрытие общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и т.д.);

 развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным оценкам и самооценке, саморегуляции поведения и деятельности;

 возрождение чувства патриотизма;

 формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности;

 развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Развитие названных задач дает возможность заложить основы гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения познавательно-воспитательных задач.

Нередко методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется многообразием методов. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Но существуют и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания.

Исходя из вышесказанного, В. А. Сластенин предлагает систему общих методов воспитания:

 методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

 методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

 методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнования, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

 методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном единстве. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.