logo
psih_i_ped

10.4. Память

Память – психический процесс, который обеспечивает запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом определенного опыта и материала.

Классификации памяти.

1. По характеру психической активности;

  1. Эмоциональная память – память на чувства, переживания: иногда мы не помним событие, но помним чувств, которые его сопровождали.

  1. Образная память – запоминание образов, картинок («профессиональная» память):

  1. Обонятельная.

  2. Слуховая.

  1. Зрительная.

  1. Вкусовая.

  1. Словесно-логическая – запоминание мыслей, идей (свойственна только человеку).

1. По участию в воле:

2. По степени использования дополнительных средств произвольная память может быть разделена на:

  1. непосредственная – запоминание через множество повторений, зазубривание

  1. опосредованная – запечатление с помощью вспомогательных средств: кодирование и перекодирование, мнемотехники

3. По длительности сохранения материала

– Мгновенное запоминание (иконическая память) – последовательные образы, сенсорная память – запоминание точной и полной картины на очень короткий промежуток времени (макс. 10-15 секунд) – является пограничным между восприятием и памятью. Основная функция – обеспечить слитное восприятие, если бы образы не оставались, то восприятие было бы дискретным. Объем мгновенной памяти очень большой, но эта информация тут же теряется.

– Кратковременное запоминание – его особенности:

  1. Вербальная перекодировка информации;

  1. Предполагает запечатление через повторение (систематическое повторение и воспроизведение информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти)

  1. Зависит во многом от степени действия над материалом, информацией (запоминается то, что тесно связано с целями, с задачами, с деятельностью).

Процессы памяти

I. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с ранее приобретенным опытом.

Непроизвольное запоминание зависит от следующих условий:

  1. от новизны, яркости, необычности объектов или обстоятельств;

  1. от того, насколько важное жизненное значения имеет данный материал или информация;

  1. от того, насколько активную умственную работу вызывает материал над собой (чем сложнее действие, тем лучще происходит непроизвольное запоминание);

  1. от степени завершенности действия над материалом, информацией (эффект Зейгарник)

  1. от эмоциональной окраски событий – существует 2 точки зрения, объясняющие данное условие:

З. Фрейд: положительное запоминается лучше, т.к. отрицательная информация вытесняется (бессознательно). Блонский: информация, имеющая отрицательный эмоциональный фон запоминается лучше, т.к. для того, чтобы индивид оказался адаптивным, должно быть зафиксировано отрицательное событие, информация – эта информация более полезна.

На ответ, какая же информация запоминается нами лучше, однозначного ответа до сих пор нет. Однако необходимо отметить, что в любом случае гораздо более важной является значимость информации для человека, нежели ее знак («+» или «-»).

Произвольное запоминание – мнемическая деятельность, подчиненная определенной задаче (очень важное значение отдается в данном случае мотивам, побуждающим запоминать).

Классификация произвольной памяти по видам мнемической направленности:

  1. Направленность на полноту запоминания (все/выборочно);

  1. Направленность на точность (то, что дано/ своими словами);

  1. Направленность на последовательность (точно воспроизвести по порядку/реорганизовать);

  1. Направленность на прочность запоминания (временна/я установка).

Факторы, влияющие на произвольное запоминание.

1. Объем материала – чем больше материала, тем хуже запоминается и тем больше требуется усилий.

Запоминание слогов: 7 слогов – с 1 раза, 14 – 25 раз, 21 – 38 раз.

Запоминание слов: 10 слов – 2,25 мин., 100 – 9 мин., 200 – 24 мин.

2. Степень однородности материала (слова, цвета, цифры) – число повторений возрастает со степенью сходства между информационными единицами.

3. Осмысленность материала – более осмысленный материал запоминается лучше, быстрее, с меньшим количеством ошибок.

15 слогов – 20 повторений, 15 3-хбуквенных слов – 8 повторений, связанный текст из 15 элементов – 3 повторения.

Для детей и взрослых эти результаты разные – у детей лучше развита механическая память, чем смысловая, у взрослых – наоборот.

4. Количество повторений (количество повторений увеличивается со степенью возрастания количества материала)

5. Способы заучивания

 распределенный во

 концентрированный времени

(распределенным способом заучивается лучше, с меньшими усилиями – повторили несколько раз, затем интервал (отвлечься), затем опять повторить)

6. Заучивание по частям или в целом:

Целостное заучивание более эффективно:

 для взрослых людей;

 для людей с высоким интеллектом;

 при сравнительно небольших объемах;

 при распределенном способе заучивания.

По частям:

  1. при больших объемах;

  1. при концентрированном способе заучивания.

7. Наличие дополнительных воспроизведений в ходе заучивания: при дополнительных усилиях на воспроизведение эффект заучивания усиливается (рассказать кому-н.).

8. Использование мнемотехник – спец. приемы заучивания:

1) структурирование материала (реорганизация):

o перцептивное (новое видение);

o семантическое (смысловое).

2) создание опорных пунутов (планов):

  1. метод аббревиатур (фраза по первым буквам);

  1. создание опорных конспектов.

  1. метод ключевых слов (опорные блоки или вопросы)

3) работа со связями (для заучивания иностранных слов и имен) – нагружение фактами, событиями, эмоциями

4) привязка к субъективному ориентиру – метод локуса, мест.