10.4. Память
Память – психический процесс, который обеспечивает запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом определенного опыта и материала.
Классификации памяти.
1. По характеру психической активности;
Двигательная память – запечатляет и сохраняет двигательные акты, схемы, комплексы. Основная функция – на основе двигательной памяти формируются трудовые, практические навыки, например, письмо, ходьба; признак хорошей двигательной памяти – сноровка, физическая ловкость человека.
Эмоциональная память – память на чувства, переживания: иногда мы не помним событие, но помним чувств, которые его сопровождали.
Образная память – запоминание образов, картинок («профессиональная» память):
Обонятельная.
Слуховая.
Зрительная.
Вкусовая.
Словесно-логическая – запоминание мыслей, идей (свойственна только человеку).
1. По участию в воле:
целенаправленная, произвольная мнемическая деятельность;
непроизвольная (не ставится задачи запомнить);
2. По степени использования дополнительных средств произвольная память может быть разделена на:
непосредственная – запоминание через множество повторений, зазубривание
опосредованная – запечатление с помощью вспомогательных средств: кодирование и перекодирование, мнемотехники
3. По длительности сохранения материала
– Мгновенное запоминание (иконическая память) – последовательные образы, сенсорная память – запоминание точной и полной картины на очень короткий промежуток времени (макс. 10-15 секунд) – является пограничным между восприятием и памятью. Основная функция – обеспечить слитное восприятие, если бы образы не оставались, то восприятие было бы дискретным. Объем мгновенной памяти очень большой, но эта информация тут же теряется.
– Кратковременное запоминание – его особенности:
Сохраняется высокая динамичность (быстрое угасание, потеря информации).
Объем – 7+/-2 элемента.
Допускает произвольное удержание и манипулирование информацией.
Оперативное запоминание – промежуточный вариант между КВП и ДВП. Информация запоминается постольку, поскольку необходима в выполняемой деятельности (информация сохраняется в течение от нескольких секунд до нескольких дней). По окончании деятельности информация теряется.
Долговременное запоминание – здесь хранится информация, имеющая не тактическое, а стратегическое значение (информация может храниться в течение практически неограниченного срока). Особенности долговременного запоминания:
Вербальная перекодировка информации;
Предполагает запечатление через повторение (систематическое повторение и воспроизведение информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти)
Зависит во многом от степени действия над материалом, информацией (запоминается то, что тесно связано с целями, с задачами, с деятельностью).
Процессы памяти
I. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с ранее приобретенным опытом.
Непроизвольное запоминание зависит от следующих условий:
от новизны, яркости, необычности объектов или обстоятельств;
от того, насколько важное жизненное значения имеет данный материал или информация;
от того, насколько активную умственную работу вызывает материал над собой (чем сложнее действие, тем лучще происходит непроизвольное запоминание);
от степени завершенности действия над материалом, информацией (эффект Зейгарник)
от эмоциональной окраски событий – существует 2 точки зрения, объясняющие данное условие:
З. Фрейд: положительное запоминается лучше, т.к. отрицательная информация вытесняется (бессознательно). Блонский: информация, имеющая отрицательный эмоциональный фон запоминается лучше, т.к. для того, чтобы индивид оказался адаптивным, должно быть зафиксировано отрицательное событие, информация – эта информация более полезна.
На ответ, какая же информация запоминается нами лучше, однозначного ответа до сих пор нет. Однако необходимо отметить, что в любом случае гораздо более важной является значимость информации для человека, нежели ее знак («+» или «-»).
Произвольное запоминание – мнемическая деятельность, подчиненная определенной задаче (очень важное значение отдается в данном случае мотивам, побуждающим запоминать).
Классификация произвольной памяти по видам мнемической направленности:
Направленность на полноту запоминания (все/выборочно);
Направленность на точность (то, что дано/ своими словами);
Направленность на последовательность (точно воспроизвести по порядку/реорганизовать);
Направленность на прочность запоминания (временна/я установка).
Факторы, влияющие на произвольное запоминание.
1. Объем материала – чем больше материала, тем хуже запоминается и тем больше требуется усилий.
Запоминание слогов: 7 слогов – с 1 раза, 14 – 25 раз, 21 – 38 раз.
Запоминание слов: 10 слов – 2,25 мин., 100 – 9 мин., 200 – 24 мин.
2. Степень однородности материала (слова, цвета, цифры) – число повторений возрастает со степенью сходства между информационными единицами.
3. Осмысленность материала – более осмысленный материал запоминается лучше, быстрее, с меньшим количеством ошибок.
15 слогов – 20 повторений, 15 3-хбуквенных слов – 8 повторений, связанный текст из 15 элементов – 3 повторения.
Для детей и взрослых эти результаты разные – у детей лучше развита механическая память, чем смысловая, у взрослых – наоборот.
4. Количество повторений (количество повторений увеличивается со степенью возрастания количества материала)
5. Способы заучивания
распределенный во
концентрированный времени
(распределенным способом заучивается лучше, с меньшими усилиями – повторили несколько раз, затем интервал (отвлечься), затем опять повторить)
6. Заучивание по частям или в целом:
Целостное заучивание более эффективно:
для взрослых людей;
для людей с высоким интеллектом;
при сравнительно небольших объемах;
при распределенном способе заучивания.
По частям:
при больших объемах;
при концентрированном способе заучивания.
7. Наличие дополнительных воспроизведений в ходе заучивания: при дополнительных усилиях на воспроизведение эффект заучивания усиливается (рассказать кому-н.).
8. Использование мнемотехник – спец. приемы заучивания:
1) структурирование материала (реорганизация):
o перцептивное (новое видение);
o семантическое (смысловое).
2) создание опорных пунутов (планов):
метод аббревиатур (фраза по первым буквам);
создание опорных конспектов.
метод ключевых слов (опорные блоки или вопросы)
3) работа со связями (для заучивания иностранных слов и имен) – нагружение фактами, событиями, эмоциями
4) привязка к субъективному ориентиру – метод локуса, мест.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9