10.3. Внимание
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из познавательных процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности, они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.
Таким образом, мы можем определить внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Как определить наличие внимания у человека?
Существует 2 группы признаков, по которым можно определить наличие внимания у человека:
Субъективные – те признаки, которые каждый из нас может переживать:
Интенсивность ощущений, образов, их ясность, отчетливость.
Длительность удержания образов в сознании.
Количество объектов в сознании на момент восприятия.
Селективность, избирательность (фигуро-фоновые отношения).
Объективные признаки:
Изменения в органах восприятия, например, фиксация глаз.
Выразительные движения – поворот головы, позы сосредоточенности, жесты, мимика («маска внимания»).
Мышечные реакции.
Вегетативные компоненты ориентировочной реакции (изменение сердцебиения, зрачковые реакции, изменения температуры, потовыделение).
Продуктивный критерий (характеризует не процесс, а результат внимания – повышение (улучшение) качества продукта внимательного действия).
Только в комплексе можно рассматривать эти признаки как доказательства внимания.
Функции внимания.
1. Функция селекции – внимание выбирает (отбирает) наиболее значимые объекты, явления, события (например, феномен вечеринки);
2. Внимание – реакция, моментально улучшающая восприятие.
3. Функция организации психической жизни и поведения.
4. Обеспечение регуляции, контроля деятельности.
Классификации внимания.
1) по положению объекта, на который внимание направлено:
внешнее (объект находится в объективном мире);
внутреннее (во внутреннем мире личности, сознании);
чувственное (объекты: эмоции, переживания, ощущения);
интеллектуальное (объекты: мысль, понятие).
2) по основанию доминирующих сенсорных систем:
зрительное;
слуховое;
обонятельное;
осязательное;
тактильное и др.
3) по степени опосредованности:
непосредственное (сознание ничем не направляется, кроме самого объекта);
опосредованное (сознание регулируется с помощью дополнительных средств – слов, жестов).
4) по степени произвольности:
непроизвольное (Выгодский: «пассивное»);
произвольное;
послепроизвольное.
О произвольном внимании можно говорить, если есть волевые усилия. Волевые усилия есть там и тогда, когда есть вероятность выбора (обязательное присутствие воли, следовательно, усилия, следовательно, борьба мотивов).
Непроизвольное внимание – это ярко выраженный ориентировочный, наследственный рефлекс; эта реакция выполняется автоматически, без каких –либо усилий.
Выготский Л. С. выделяет 2 группы факторов, определяющих непроизвольное внимание: 1) определенное внутреннее состояние человека; и 2) особенности внешних раздражителей.
Особенности внешних раздражителей:
Сила раздражителя (высокая интенсивность и сигнал).
Внезапность (неожиданное событие).
Новизна явления или предмета, что–то специфическое, незнакомое.
Контрастность стимула (фигура-фон).
Характер, степень организованности объектов восприятия.
Особенности состояний человека:
Актуальные потребности человека.
Интересы человека.
Физическое состояние человека (степень энергичности, активности).
Опыт и знания (мы обращаем внимание только на то, что знаем).
Послепроизвольное внимание – оно начинается с волевых усилий, а характер протекания как у непроизвольного (т.е. человек начинает деятельность с усилием, заставляя себя включиться в работу, а затем возникает интерес).
Таблица 5
Особенности видов внимания
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы возникновения |
Непроизвольное
| Под действием внешних раздражителей с особенными признаками | Отсутствие волевых усилий; легкость возникновения; переключение | Ориентировочный рефлекс; доминанта1 |
Произвольное | Когда есть постановка и принятие задачи | Направленность в соответствии с задачей; наличие волевых усилий | В основном базируется на 2–й сигнальной системе |
После- произвольное | Наличие задачи, появление интереса, высокая мотивация, ее изменение | Сохраняется целенаправлен-ность на задачу, но снимается напряжение | Доминанта |
Доминанта – преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью.
Свойства внимания:
Объем внимания – количество простых, изолированных, четко воспринимаемых элементов, которые могут быть удержаны в поле сознания. В ходе экспериментов было выяснено, что объем зрительного внимания – 7 +/- 2; объем слухового внимания –4+/-2; объем осязательного внимания – 6-8 объектов.
Объем внимания зависит от:
Степени связанности объектов между собой.
Степени знакомства с объектами (знакомое нам видится как более дифференциальное).
Расположения в поле восприятия (центр или периферия);
Внутренней установки.
Концентрация внимания – степень интенсивности сосредоточения, степень отвлечения от одних раздражителей и направленность на другие. При большей концентрации снижается объем. Физиологические механизмы концентрации – это сильное возбуждение в определенных участках коры и сильное торможение в других.
Выделяют разные уровни концентрации внимания:
1) слабая концентрация (сильные колебания);
2) поверхностная (есть колебания с малой амплитудой);
3) рабочая (колебания преодолеваются усилием воли);
4) полная поглощенность в объекте (колебания отсутствуют).
Устойчивость внимания – длительность сохранения интенсивного восприятия объекта. Очень близко понятие помехоустойчивости – способность сохранять внимание при помехах. Физиологическими механизмами внимания является работоспособность нервных клеток в определенных участках коры.
Устойчивость внимания зависит от:
Особенностей объектов внимания (изменчивость, яркость, подвижность).
Активности личности (внешняя активность способствует концентрации на тех объектах, которые необходимы, внутренняя - решение мыслительных задач).
Особенностей личности (свойства нервной системы, уровень мотивации, состояние организма в целом).
Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности восприятия. Без всяких причин колебания происходят каждые 1,5 минуты. В зависимости от различных факторов эти колебания могут быть отодвинуты до 5 – 10 минут. Внимание аудитории может держаться 20 минут.
Распределение внимания – свойство одновременного, успешного выполнения двух и более различных видов деятельности.
3 уровня распределения внимания:
1. Распределение внимания легкое, каждое действие автоматизировано (например, езда на велостпеде).
2. Среднее распределение – 2 вида автоматизированного умственного действия (например, конспектирование).
3. Сложное распределение – внимание распределяется между 2-мя сложными (новыми) мыслительными задачами, которые требуют максимальной включенности всех психических процессов.
Факторы, влияющие на распределение внимания:
Свойства нервной системы (в частности, сила НС).
Состояние человека (уровень переживаний, аффекты, стрессы, утомляемость).
Переключение внимания – сознательный, преднамеренный перенос внимания от одной деятельности к другой (с одного объекта на другой).
Показатели переключения:
Время, затраченное на переход от одной деятельности к другой
Уровень продуктивности одной деятельности и другой.
Успешность переключения зависит от:
Особенностей предыдущей и новой деятельности
Отношения к прежней и новой деятельности
Степени завершенности предыдущей деятельности (если прежняя не завершена, следующая замедляется)
Значимости целей предыдущей и новой деятельности.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9