logo
psih_i_ped

II. Сохранение и забывание материала

Сохранение – один из основных процессов памяти. Сохранять материал, значит, вводить его в многообразные формы переработки. Хранение информации связано, в основном, с ее организацией и удержанием. Обратной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание.

В процессе сохранения информации важным является понятие «хранилищ». Существует 2 вида хранилищ (это формы, в которые облекается сохраняемый материал.):

Репрезентация – то, в какой форме находится эпизодическая информация. Информация в хранилищах организована по след. Принципам (варианты «укладки»):

Прошлое настоящее будущее

События

Рис. 13. Временная ось

Животные

Млекопитающие птицы ………

…. ….. дикие домашние

…. …. …. ….. ….. …..

Рис. 14. Пример построения иерархии

Запомнить – значит подвести информацию под какой-то организационный признак.

Активно используемый материал, информация

Пассивный слой (с напряжением, но можно

вспомнить)

Бессознательная зона (только особые

обстоятельства могут помочь)

«вытащить» информацию из этого слоя)

Рис. 15. Организация информации

Забывание это потеря информации, утрата четкости и уменьшение объема материала, закрепленного в памяти, невозможность воспроизведения.

2 подхода, объясняющие механизм забывания:

1. Забывание – угасание следа, главный фактор – время: чем больше времени пройдет, тем больше угасает след.

2. Ограниченная способность сознательной памяти сохранять информацию – происходит вытеснение информации и замена ее другой.

Факторы, способствующие вытеснению информации:

А) Степень использования информации (чем больше используем информацию, тем меньше она подвержена вытеснению),

Б) Возраст (пожилые люди и дети до 3-х лет хуже запоминают информацию),

В) Подавление, наличие конфликтов в личности – механизм психологической защиты.