logo
psih_i_ped

16.2. Содержание образования и его исторический характер

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И. Ф. Харламов).

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направление в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присваивали себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, и осуществляются попытки их реализации. Об этом свидетельствуют «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И. Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция, предложенная И. Я. Лернером и

М. Н. Скаткиным, которая определяет следующие специфические виды содержания образования:

знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Таким образом, практический компонент содержания образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающих способность молодых людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся трудовая, художественная, валеологическая, общественная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная.

Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению знаниями.

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей (предметов культуры). Это может быть самообслуживающий, общественно-полезный и производительный труд.

Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность.

Валеологическая деятельность культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.

Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

Коммуникативная деятельность представляет собой прежде всего свободное общение в виде специально организованного досуга;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом;

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:

самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию;

видении новой проблемы в знакомой ситуации;

видении структуры объекта и его новой функции;

самостоятельном комбинировании известных способов деятельности в новый;

нахождении различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему совершенствованию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительной отношение к ним.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.