logo
psih_i_ped

10.5. Мышление

Мышлениепсихический процесс отражения объективной реальности, высшая форма творческой активности человека.

Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.

Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет задачу мышления. Мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача.

Процесс мышления - это, прежде всего операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения. Анализ и синтез – два аспекта единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Таким образом, анализ расчленяет проблему, а синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.

Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, и отвлечении от остальных.

Обобщение заключается в раскрытии существенных связей. Обобщение может осуществляться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений. В элементарных своих формах процесс обобщения так и совершается.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождества и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к классификации. Сравнение является часто первичной формой познания (С. Л. Рубинштейн).

Виды мышления и их особенности.

Качественно разные виды мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам существования, выделяются в психологии как его самостоятельные типы.

При построении типологии виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характером.

1. По содержанию используемых средств:

  1. наглядное;

  1. вербальное.

Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями.

2. По характеру протекания познавательных процессов

  1. интуитивное;

  1. аналитическое мышление.

Интуитивное мышление. Интуиция буквально означает созерцание, видение, т.е. получения результата с помощью зрения.

Подчеркивается момент непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения, уверенность в правильности результата; велика значимость предварительного накопления знаний.

Традиционно инсайт – результат интуиции – рассматривается как следствие некоего скачка, прорыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок.

Интуиция – это получение результата прямым путем, промежуточные этапы не осознаются.

Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постепенно приводящих к решению.

3. По характеру задач:

  1. практическое;

  1. теоретическое мышление.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосредственный характер.

4. Функциональная классификация мышления.

  1. Творческое мышление. Порождение новых творческих идей полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов.

  1. Критическое мышление. Критический отбор и оценка идей, строгость к себе и другим, нет переоценки собственных идей.

5. Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития:

- наглядно-действенное мышление (н.-д.);

- наглядно-образное (н.-о.);

- словесно-логическое.

Н.-д. мышление - одна из наиболее элементарных форм мышления ребенка (до трех лет включительно), возникающая в тесной связи с его практической деятельностью и направленная на ее обслуживание. Оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

В качестве основного признака н.-д. мышления выделяется связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Этот признак определяет все особенности н.-д. мышления.

Такое мышление выступает как разновидность практического мышления. Однако в практическом мышлении нет такой жесткой зависимости существования мыслительных процессов от последовательных преобразований познаваемого объекта. Задача может быть решена и без практических действий.

Наглядно-образное мышление. Н.-о. мышление характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено в плане представлений, без участия практических действий (наблюдается данный вид мышления у дошкольников, т.е. в возрасте 4-7 лет).

Взаимодействие с познаваемым объектом (или его моделью) - важное условие мыслительного процесса. Такое взаимодействие может происходить как в плане практических преобразований, так и в плане зрительного восприятия. В процессе последнего возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляется различного рода преобразования этого образа.

Н.-о. мышление является предпосылкой понятийного (словесно-логического) мышления, т. е. мышления в форме абстрактных понятий (начинает развиваться в своих простейших формах у детей в школьном возрасте). Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их н.-д. и н.-о. мышление перестает развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться.

Различные формы мышления (н.-д.,н.-о., понятийное) никогда не функционируют изолировано друг от друга. Так в понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия или родственные им образования. В действительности мышление приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных).

Специфика мотивации мыслительной деятельности.

Вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.п.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.

Творческое мышление.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это мышление, которое, в конечном счете, приводит к новым, оригинальным идеям или практическим действиям.

Особенности творческого мышления:

  1. беглость – способность генерировать максимальное число идей;

  1. гибкость – способность к порождению широкого многообразия идей

  1. оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи;

  1. точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Факторы, препятствующие творческому мышлению.

Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут быть следующие факторы:

1. Склонность к конформизму – желание быть похожим на других - основной барьер для творческого мышления.

2. Боязнь оказаться "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Цензура (особенно внутренняя) - боязнь оказаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнения других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем.

5. Ригидность (часто приобретается в процессе школьного обучения) – недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок по отношению к меняющимся требованиям среды.

6. Завышенная значимость своих собственных идей.

7. Высокоразвитая тревожность.

9. Преобладание критического мышления.

Критическое мышление – это проверка, предложенных решений с целью определения их возможного применения.

Понятие об интеллекте.

Интеллект: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

2) способность решать проблемы;

3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).

В начале ХХ века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний.

В настоящее время в тестологии принята трактовка интеллекта как предрасположенности рационально действовать в новой ситуации.