10.5. Мышление
Мышление – психический процесс отражения объективной реальности, высшая форма творческой активности человека.
Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.
Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет задачу мышления. Мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача.
Процесс мышления - это, прежде всего операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения. Анализ и синтез – два аспекта единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Таким образом, анализ расчленяет проблему, а синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.
Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, и отвлечении от остальных.
Обобщение заключается в раскрытии существенных связей. Обобщение может осуществляться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений. В элементарных своих формах процесс обобщения так и совершается.
Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождества и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к классификации. Сравнение является часто первичной формой познания (С. Л. Рубинштейн).
Виды мышления и их особенности.
Качественно разные виды мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам существования, выделяются в психологии как его самостоятельные типы.
При построении типологии виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характером.
1. По содержанию используемых средств:
наглядное;
вербальное.
Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями.
2. По характеру протекания познавательных процессов
интуитивное;
аналитическое мышление.
Интуитивное мышление. Интуиция буквально означает созерцание, видение, т.е. получения результата с помощью зрения.
Подчеркивается момент непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения, уверенность в правильности результата; велика значимость предварительного накопления знаний.
Традиционно инсайт – результат интуиции – рассматривается как следствие некоего скачка, прорыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок.
Интуиция – это получение результата прямым путем, промежуточные этапы не осознаются.
Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постепенно приводящих к решению.
3. По характеру задач:
практическое;
теоретическое мышление.
Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей.
И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосредственный характер.
4. Функциональная классификация мышления.
Творческое мышление. Порождение новых творческих идей полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов.
Критическое мышление. Критический отбор и оценка идей, строгость к себе и другим, нет переоценки собственных идей.
5. Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития:
- наглядно-действенное мышление (н.-д.);
- наглядно-образное (н.-о.);
- словесно-логическое.
Н.-д. мышление - одна из наиболее элементарных форм мышления ребенка (до трех лет включительно), возникающая в тесной связи с его практической деятельностью и направленная на ее обслуживание. Оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.
В качестве основного признака н.-д. мышления выделяется связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Этот признак определяет все особенности н.-д. мышления.
Такое мышление выступает как разновидность практического мышления. Однако в практическом мышлении нет такой жесткой зависимости существования мыслительных процессов от последовательных преобразований познаваемого объекта. Задача может быть решена и без практических действий.
Наглядно-образное мышление. Н.-о. мышление характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено в плане представлений, без участия практических действий (наблюдается данный вид мышления у дошкольников, т.е. в возрасте 4-7 лет).
Взаимодействие с познаваемым объектом (или его моделью) - важное условие мыслительного процесса. Такое взаимодействие может происходить как в плане практических преобразований, так и в плане зрительного восприятия. В процессе последнего возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляется различного рода преобразования этого образа.
Н.-о. мышление является предпосылкой понятийного (словесно-логического) мышления, т. е. мышления в форме абстрактных понятий (начинает развиваться в своих простейших формах у детей в школьном возрасте). Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их н.-д. и н.-о. мышление перестает развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться.
Различные формы мышления (н.-д.,н.-о., понятийное) никогда не функционируют изолировано друг от друга. Так в понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия или родственные им образования. В действительности мышление приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных).
Специфика мотивации мыслительной деятельности.
Вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности.
Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.п.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.
Творческое мышление.
Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это мышление, которое, в конечном счете, приводит к новым, оригинальным идеям или практическим действиям.
Особенности творческого мышления:
беглость – способность генерировать максимальное число идей;
гибкость – способность к порождению широкого многообразия идей
оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи;
точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления.
Факторы, препятствующие творческому мышлению.
Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут быть следующие факторы:
1. Склонность к конформизму – желание быть похожим на других - основной барьер для творческого мышления.
2. Боязнь оказаться "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
3. Цензура (особенно внутренняя) - боязнь оказаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнения других людей.
4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем.
5. Ригидность (часто приобретается в процессе школьного обучения) – недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок по отношению к меняющимся требованиям среды.
6. Завышенная значимость своих собственных идей.
7. Высокоразвитая тревожность.
9. Преобладание критического мышления.
Критическое мышление – это проверка, предложенных решений с целью определения их возможного применения.
Понятие об интеллекте.
Интеллект: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2) способность решать проблемы;
3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).
В начале ХХ века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний.
В настоящее время в тестологии принята трактовка интеллекта как предрасположенности рационально действовать в новой ситуации.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9