logo
psih_i_ped

1.3. Методы психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют его сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый ЛЖ вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании (например, наблюдение за собственными образами, чувствами, мыслями, переживаниями).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – опрос и эксперимент.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями опрашиваемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует, как правило, специальной подготовки, обучения и больших временных затрат на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но недостатком здесь является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. В данном случае появляется возможность достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что происходит активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется соответствующая аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией. Эксперимент может многократно проводиться с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности психических явлений и психологических фактов.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем последние не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фото- или видеокамерой). Такие эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, хотя представленные на российском телевидении программы с психологическим уклоном, когда герои существуют в условиях естественного или «лабораторного» эксперимента, продолжают вызывать огромный интерес у широких масс обывателей.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей.

Тесты применимы к людям разного возраста (для детей часто используют рисуночные тесты), имеющим разный уровень образования, разные профессии. Это – их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он знает, как устроен тест.

В этих случаях обычно применяют разновидность тестов, которые называют проективными. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, поведении людей, какие личностные свойства, мотивы он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают, что произойдет дальше. На основании ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, а также большой специальной подготовки со стороны самого психолога. В этом и состоит основное практическое ограничение в применении данных тестов.

[51, с. 7-24, 79-93; 53, с. 3-24; 54, с. 9-13, 15-21; 55, с. 5-20, 38-63; 65, с. 22-28; 74, с. 14-43]